Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Преподавание может оказаться замечательной карьерой. Но оно само иногда вызывает стресс и чревато переменами. Даже у талантливых учителей может что-то не получиться или они могут совершить грубую ошибку. Есть отличные учителя, которым может потребоваться поддержка для своего совершенствования, а есть действительно плохие учителя. По-настоящему плохие учителя всегда будут неэффективными.
Есть учителя по призванию, которые искренне любят свою профессию, но в школах работают также и учителя без особого призвания. И те и другие – это наша действительность. Однако, что же не так с нашими учителями? Каких учителей можно отнести к категории «плохих»?
Типы действительно плохих учителей
Скучный учитель
Это учитель, который на уроке молчалив и, немного поговорив с детьми, начинает раздавать им листы с заданиями, и все. Хотя современные учителя действительно читают лекции и проводят практические занятия, они активно внедряют проектные работы, проводят групповые обсуждения и очень здорово вдохновляют своих учеников.
Учитель без контроля
Как будто он не контролирует свой класс. У этого учителя есть класс, который напоминает вечеринку без присмотра взрослых, даже если сам учитель там. Ученики разговаривают с учителем и могут даже бросать вещи во время урока. Родители слышат от своих детей разные истории об этом учителе. Некоторым ученикам действительно может нравиться этот учитель, но они не смогут рассказать вам о том, чему они должны учиться в школе. Другие ученики могут пожаловаться, что в классе шумно, хаотично, вследствие чего они чувствуют себя напряженными или перегруженными.
Подлый учитель
Это учитель, который считает, что дети всегда стремятся извлечь во всем выгоду любым возможным способом. Такой учитель редко будет делать исключения для учащихся, которые действительно борются за свою успеваемость, а может и не будет вовсе. Он выполняет минимум требований, вообще не любит сотрудничать с детьми. Этот учитель может накричать на детей, закатывать глаза, когда ему задают вопросы, и, как правило, он не любит своих учеников.
Легковесный учитель
Этот учитель не преподает материал досконально. Ваш ребенок может пожаловаться на то, что ему скучно или что в школе слишком легко. Вы заметите, что учеба вашего ребенка стала намного проще прежнего, и не требует приложения особых усилий. Такой учитель не сможет объяснить, как на его уроках преподается необходимый ученикам материал в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Некоторые учителя, которые находятся в состоянии стресса или просто у них не задался день, могут легко попасть в одну из этих категорий. По-настоящему плохой учитель все время попадает в одну или несколько из вышеперечисленных категорий.
Если у вас есть опасения по поводу учителя вашего ребенка, но они не столь серьезны или выражены, как перечисленные выше, вы можете в конструктивном ключе донести до учителя проблемы, чтобы их можно было решить. Если проблемы серьезные и постоянные, вы можете попробовать следующее.
Использование дипломатии
Ваш ребенок был зачислен в этот класс в этом году. Вы должны сделать все возможное, чтобы заиметь позитивные отношения с учителем и школой, так как именно там ваш ребенок будет в течение дня до конца учебного года.
Действия, которые вы соберетесь предпринять для решения проблемы, должны быть направлены на установление наилучших взаимоотношений между школой, учителем, вашим ребенком и вами.
Действия, которые необходимо предпринять
Используйте то, что вы уже узнали, чтобы решить проблему. Помните, что вы можете узнать больше о ситуации, когда попытаетесь ее разрешить. Если у вашего ребенка действительно плохой учитель, вам, вероятно, придется использовать более одной из следующих стратегий.
Учителя в первые 3 года обучения все еще осваиваются в профессии. Они могут даже стать лучше, получив обратную связь в ходе следующих шагов, особенно если они не умеют держать ситуацию под контролем.
Учителя-ветераны, которые уже много лет преподают, с большей вероятностью будут настроены по-своему и откажутся меняться. Однако школы по всей стране меняют свой ежегодный процесс аттестации, чтобы помочь учителям-ветеранам заметить свои слабости и внести улучшения в своей деятельности.
Эти действия помогут учителю, который захочет самосовершенствоваться. Однако нужно еще помнить, что по-настоящему плохой учитель должен найти другую работу.
Помогите своему ребенку
Подскажите ребенку способы улучшить ситуацию. Если учитель не отвечает на вопросы, может ли ваш ребенок найти ответ в книге, у своих одноклассников, на веб-сайте или в своих заметках? Если в классе царит хаос, может ли ваш ребенок переместиться в тихое место в комнате или в коридоре, чтобы выполнять свою работу?
Если уроки скучны, может ли ребенок вежливо предложить учителю дать определенные задания?
Может ли ваш ребенок создать для себя такую систему поощрений, чтоб побудить его самого выполнять неинтересную классную работу? Ваш ребенок может научиться саморегуляции и навыкам самообладания, чтобы хорошо учиться в этом классе.
Поговорите с учителем
Назначьте время для разговора с учителем. По возможности лучше сделать это лично. Спокойно объясните учителю, что вам сказал ребенок, и дайте ему возможность ответить. Будьте осторожны, излагая то, что сказал ваш ребенок, не используйте обвинений.
Например, вы можете сказать: «Мой сын, кажется, думает, что он вам не нравится, он говорит, что, когда он просит помочь с его математикой, вы закатываете глаза и просто говорите ему попробовать самому. Он чувствует себя потерянным в математике. Что вы делаете в классе? Почему мой ребенок не успевает по математике?"
У учителя может быть другое объяснение событий. Учитель вполне мог не понять вашего ребенка и он может изменить свое отношение, услышав от вас то, что ребенок на самом деле чувствует.
По крайней мере, учителю это даст понять, что ваш ребенок говорит с вами о том, что происходит в школе. Если он действительно плохой учитель, то он станет немного следить за вашим ребенком.
Следите за классом
Если взглянуть на то, что происходит в классе, можно понять проблему.
В каждой школе действуют разные правила в отношении посетителей-родителей, поэтому посоветуйтесь со школой и учителем, прежде чем прийти для того, чтобы наблюдать за классом. Не волнуйтесь, что учитель постарается скрыть возможную серьезную проблему. По-настоящему плохой учитель не сможет лучше учить детей только потому, что вы пришли в этот день в гости.
Вы можете выяснить, что именно ваш ребенок является причиной проблемы. Учитель может отказать в помощи или содействии потому, что ваш ребенок отказывается следовать указаниям или делать записи в классе.
Используйте то, что вы видите во время наблюдения, чтобы поговорить с ребенком или учителем. Если после посещения у вас возникнут серьезные опасения по поводу безопасности детей, поговорите с директором школы.
Поговорите с директором
Говорите с директором только в том случае, если вы чувствуете, что вы не можете решить эту проблему с учителем.
Директоры очень заняты и будут уважать своих сотрудников как профессионалов. Если директор считает, что это проблема только между учителем и ребенком или между родителями и учителем, то он попытается ее решить.
Подлый учитель может использовать это против вашего ребенка. Хороший учитель вряд ли бы возмутился жалобой родителей на ребенка.
Скорее всего, учитель будет осторожнее с вами. Этот шаг вряд ли приведет к спокойным отношениям между вами и учителем. Однако, если он действительно плохой учитель, это важный шаг с вашей стороны.
Будьте готовы сохранить спокойствие и придерживаться объективных фактов, которые вам известны.
Начните с того, что сформулируете в одном или двух предложениях то, что вы считаете проблемой. Будьте готовы объяснить, откуда вы это узнали.
Не ждите, что директор будет вдаваться в подробности о том, как они планируют решать какие-либо проблемы с учителем. Любые дисциплинарные меры являются кадровым делом и часто по закону требуют осмотрительности.
Вас волнует, чтобы ситуация с вашим ребенком решилась положительно.
Если ситуация не улучшится, и вы чувствуете, что такое нельзя терпеть до конца учебного года, то смените учителя или школу.
Попросите сменить учителя
Это должно быть крайней мерой. Смена класса означает приспособление к новым сверстникам, новому учителю и правилам в классе. Некоторые школы могут оказаться не в состоянии предоставить другого учителя из-за ограничений по численности персонала, что в свою очередь приведет к единственному возможному варианту - сменить школу, что потребует еще большего количества изменений и перехода, возможно, даже транспортных проблем.
Если вы не можете сменить учителя или школу, постарайтесь как можно быстрее восполнить пробелы в обучении. Обращайтесь к репетиторам, чтобы ваш ребенок улучшил свои школьные показатели. С другой стороны, это поможет вам подготовиться к следующему году с другим учителем.
Поговорите со своим ребенком
Заставить ребенка думать о предмете, который он должен изучать в школе, может пробудить любопытство и стать учебной практикой. Неэффективный учитель может давать задания, но на самом деле он станет их проверять на понимание.
Чтобы улучшить обучение вашего ребенка, задавайте вопросы, которые помогут ему глубже задуматься об изучаемом предмете. Некоторые примеры вопросов:
- Может ты научишь меня тому, что узнал сегодня в школе?
- Что ты интересного узнал из пройденного материала?
- Как ты думаешь, ты смог бы использовать эти знания в будущем?
Разговоры о школьной работе не только улучшат обучение, но также предоставят информацию о преподавании, происходящих событиях в классе.
Имейте в виду, что хотя полный учебный год с неэффективным учителем далек от идеала, это еще не конец образования вашего ребенка. В другие школьные годы в жизни вашего ребенка будут другие учителя. Важно воспринимать это как урок того, как справляться с трудными или далеко не идеальными ситуациями. Ваш ребенок рано научится обращаться с трудными людьми - навык, который может быть очень полезным на протяжении всей его дальнейшей жизни.