Найти в Дзене
ЯМадама

Что мешает развитию внутреннего туризма: испытано на себе

Оглавление

На вчерашней пресс-конференции Президента снова затронули проблему внутреннего туризма.

Вот все знают, что в России есть на что посмотреть, чему подивиться, чем восхититься. В каждом регионе, какой ни возьми – чудная природа, исторические памятники, культурное наследие, архитектурные шедевры.

Тем не менее, внутренний туризм развивается медленно и тяжко. Хотя раньше только по России и ездили.

В нашей Омской области множество интересных мест. Про некоторые я уже писала

Экопоселение Азъград

Большереченский зоопарк

Центр немецкой культуры в Азово

Старинный город Тара

Да много ещё чего – есть и маральник, и страусиная ферма, и солёное озеро, и заповедные озёра, которые в определённых кругах считаются входом в Беловодье. Степь, лесостепь, тайга…

А в соседних областях – Новосибирский зоопарк, старинный Тобольск, Кунгур с пещерами и фестивалем воздушных шаров

Почему бы не съездить?! – подумала я. А потому бы. Я ведь читала неоднократно, что в России две беды. Первая – дороги. Нет удобных дорог. Но, пока сама с этим не столкнёшься, не понимаешь глубины проблемы.

-2

Вот, например, от Омска до Тюмени можно доехать по железной дороге. А до Тобольска – нельзя. И до Тары нельзя. Раньше был прекрасный путь по Иртышу на теплоходе. Вечером, когда стихает ветер, теплоход скользит по ровной воде, в которой отражаются облака. Как будто по небу. Идёт меж заросших лесом берегов между небом и небом. Сказочная, непередаваемая красота.

-3

Или «Ракета» на подводных крыльях. По той же реке, но в несколько раз быстрее. Комфортно, удобно.

Только нет больше водного транспорта. Ни ракет, ни пассажирских теплоходов. Теплоходный рейс есть до Салехарда, но ходит крайне редко.

В общем, реальность такова, что добраться до интересных мест родного края очень трудно. Рейсовые автобусы неудобны по многим причинам – небольшие, тряские, народу много, ехать долго.

Я к авантюрам не очень склонна. Особенно, если у меня родной ребёнок на попечении. Предпочитаю, чтобы в незнакомых местах кто-нибудь водил меня за руку. В общем, люблю организованный туризм.

Поискала туристическое агентство, которое организует туры по области. Нашла. Вот, думаю, надо просто не сидеть на месте, открыться новым впечатлениям. За границу ездим, а то, что под рукой – не видим.

Стали мы с дочерью ездить по экскурсиям. Микроавтобус удобный, экскурсовод сопровождает, питание организовано. Пока ездили недалеко, вроде бы ничего.

Ну, где-то экскурсовод ошибётся: то даты перепутает, то места.

Я думаю: бывает.

Ну, не может человек организовать группу: то заблудится кто-то, то лишнего примет.

Тоже бывает. В следующий раз поедем с другим сопровождающим.

В общем, не быстро до меня дошло. На третий раз. Как раз собрались мы в Тару. Далеко – больше двухсот километров. Не дёшево – на двоих почти десятка. За однодневную экскурсию. Я уговорила дочь, а она – свою подругу. Так на моём попечении оказались две школьницы.

Обе – успешные ученицы гимназии. Призёры олимпиад по истории. Этим я их и заманила: город старинный, с историей. Поездка будет полезной.

Как говорят у нас на Дзене – РАССКАЗЫВАЮ.

Поездка строго по предоплате. Пришла в турфирму оплатить, и всё обговорила.

Экскурсовод будет какой? - Самый лучший.

Я с двумя несовершеннолетними: можно нам в автобусе вместе сесть? - Конечно, три места впереди для вас оставим.

Вернёмся вовремя? - Минута в минуту, в 22:00. Ну, на край, чуть-чуть позже.

Я успокоилась. Как оказалось, зря.

Когда мы с детьми подошли к месту сбора (а выезд был назначен на 7:30 утра – в ноябре темно и холодно), то выяснилось, что на обещанные нам три места мы сесть не сможем. Они заняты. Я попыталась напомнить о договорённостях, но успеха не имела. Решили мы не расстраиваться. Девчонки взрослые. Они вместе уселись, я на одиночное боковое. Три с половиной часа – доедем.

Позже выяснилось вот что. Группа не набиралась, и хозяйка пригласила в поездку своих подруг. Не знаю, полную цену они заплатили, или нет, но именно им лучшие места и предложили.

Места в микроавтобусе расположены так же, как в маршрутке. Заполнились в итоге все.

В долгой дороге слушали мы про историю и географию родной области. И за это время я поняла, что экскурсовод – профессия сложная. Очень трудно долго слушать человека с дефектами речи. Поначалу вроде бы ничего, а через пару часов уже напрягает. А ещё тяжелее слушать лекции человека, который не разбирается в предмете.

Я, честно скажу, в истории не сильна. А вот дочь с подругой как раз историей интересуются. И стали они, по школьной привычке, задавать вопросы.

Скажет экскурсовод: во время царствования Александра. А они вопрос: Александра Какого? Нет ответа. Девочки быстро спрашивать перестали и в телефоны уткнулись.

А больше лекцию никто не слушал. Две бодрые бабульки достали бутылочку, большая компания на задних сиденьях развлекала себя сама.

Так и доехали.

Про Тару я уже рассказывала. Красивый город. Накормили нас в кафе, где сильны традиции. Точно такие же тефтельки с пюрешкой давали нам в школьной столовой. И сахарные плюшки – как из детства.

Если что и спасёт внутренний туризм, так это традиционное русское гостеприимство. Когда от всей души и с любовью к родным местам.

Посетили мы музей-квартиру Михаила Ульянова, раскоп старой крепости, исторические улицы, концерт Александра Олешко в Северном драматическом театре. Впечатление от поездки в целом осталось хорошее. Так я решила. Но впереди был ещё обратный путь.

Дело к вечеру, темно, снег заметает. Дорога тёмная, деревни редкие. Но едем. На полпути к городу запросили девушки-подружки с передних сидений санитарную остановку. Дело хорошее. Остановились на заправке – там тёплый туалет. Я прикидываю: задерживаемся на полчаса. Отписываюсь ожидающим возвращения родителям.

Но планы мои опять нарушились. Экскурсоводовы подружки, пока носики пудрили, что-то, кроме пудры, понюхали. Может, лекарство от аллергии, может, другой полезный для здоровья препарат. И одной из них заплохело. Экскурсовод нам и говорит: дальше не едем. Ждём.

Чего ждём? Скорую? Или, когда похорошеет? Никто ничего не говорит. На улице холодно, сидим в микроавтобусе. До города 100 километров. Вокруг ночные зимние поля. Время идёт, собственный муж и родители второй девочки начинают беспокоиться и писать сообщения. А мне им ответить нечего.

Такой же пейзаж, только сумерки погуще
Такой же пейзаж, только сумерки погуще

Экскурсовод на помощь подружке убежала. Водитель микроавтобуса тоже нервничает и ничего не знает.

А остальные пассажиры ничего так. Весёлые бабульки бутылочку допивают, всех приглашают трапезы разделить. У них дома дети не плачут, и котики не мяукают.

Человеколюбие и гуманность меня оставили минут через сорок. Выловила я экскурсовода и говорю: вы как хотите: хотите – помощи ждите, хотите – сами справляйтесь, а нас отправьте домой.

И надо же – смогла пострадавшая девушка в автобус сесть. Бледная, страдающая, но смогла. Подруги её на меня бросали обвиняющие взгляды, но это я пережила.

Вернулись мы в город. С опозданием, но вернулись. И с тех пор я твёрдо себе пообещала не связываться с местным туризмом.

Это, конечно, частный случай. Но пугает тот факт, что такой частный случай в принципе возможен.

Поэтому я ЗА развитие внутреннего туризма. Но пока он не весь развился, стоит сильно подумать: стоит ли платить немаленькие деньги людям, которые ни за что не отвечают. Потому что основной принцип внутреннего туризма – надеяться только на себя. И на свою удачу.

Вот удачи я всем и желаю.

Во всех путешествиях по жизни.

Всем здоровья и добра!

#прожизнь ямадама

#омск ямадама