1. Необходимо уведомить свою УК, ТСЖ
Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 после произошедшего залива нежилого помещения собственнику данного помещения необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или иную службу, указанную управляющей компанией. Такое обращение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан в соответствии с п. 108 Правил согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом время проведения проверки по факту залива помещения назначается не позднее 2 часов с момента получения от собственника сообщения о заливе, если с собственником не согласовано иное время.
2. Составить акт осмотра
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя. В случае отказа УК ТСЖ необходимо самим составить акт
В случае, если виновником залива квартиры является пользователь расположенной выше квартиры, необходимо обязательное присутствие его или его представителя. Кроме того, им должен быть вручен один экземпляр акта обследования. При отказе виновной стороны от подписания акта обследования об этом до подписей всех остальных лиц, присутствующих на комиссионном обследовании, в акте обследования должна быть сделана соответствующая запись.
3. Провести оценку причинённого ущерба
После составления и подписания акта пострадавшая сторона проводит оценку материального ущерба. Оценку может проводить независимый оценщик либо представитель коммунальных служб. Пострадавший может предъявить оценщику договоры и калькуляции от ремонтных организаций, чеки из магазинов, прайс-листы и пр. После проведения оценки размеров ущерба пострадавший может обратиться с требованием о возмещении к причинителю вреда.
4. Направить требование об уплате виновной стороне
По закону причинитель вреда обязан возместить его в полном объеме. Он может быть освобожден от возмещения в том случае, если докажет, что его вина отсутствует. Например, ему придется доказывать, что в сложившихся условиях он не предвидел и не мог предвидеть и предотвратить аварии при той степени заботливости и осмотрительности, которая обычно требуется в подобных условиях. Следует учитывать, что собственник имущества несет бремя содержания этого имущества. Это означает, в частности, что он обязан поддерживать его в исправном и безопасном состоянии.
Если потерпевший и виновник не договорятся о возмещении вреда в добровольном порядке, потерпевший имеет право обратиться в суд.