Ко мне на консультации часто приходят родители с детьми, поведение которых оставляет желать лучшего. Это может быть отвратительнее поведения в садике. Это может быть плохое поведение в школе. Это может быть непослушание дома.
Вы знаете, когда дети не слушаются? Когда им нужно что-то делать. То есть, пока мы в отпуске, пока мы на каникулах - всё хорошо гладко, мирно, замечательно. Как только наступает какой-то период взросления ребенка, когда к нему уже какие-то требования, тогда начинаются настоящие проблемы.
В чём же суть этих проблем, где кроется корень зла? На самом деле, ребёнок рождается и чувствует себя центром Вселенной. И это хорошо, это правильно и так и должно быть. Ребёнок приходит в этот мир, о нём заботятся, он чувствует эту заботу, его психическое развитие идет гармонично. Но, после 2 лет ситуация должна немножко меняться. То есть, что происходит? Сепарация от мамы. То есть, ребёнок уже чувствует себя индивидуальностью, личностью. То есть, он уже говорит: я сам! Хочет что-то делать самостоятельно и ему приходится вступать во взаимодействие с разными членами семьи.
И вот как должно быть: в этом периоде, примерно до 4 лет мы должны разграничить: кто кого слушается. У всех животных что происходит? Утёнок идёт за уткой. Котёнок идёт за кошкой. А если котенок идет куда-то не туда, что делает кошка? Она приходит и возвращает его на место. До каких пор? До тех пор, пока котёнок не научится сам добывать себе пропитание.
И это называется поведение следования. Следовать за взрослым, следовать за родителями. Но в нашем мире что-то изменилось. И существует много детей, которые не научились чувствовать себя принадлежностью к семье, а по-прежнему, как младенцы, чувствуют себя центром этой семьи, главным. Что делает такой ребёнок? Он спит посредине родительской кровати, его одевают, кормят. Никаким образом не напрягают его, а потом он идёт в садик или в школу, а там, оказывается, нужно делать что-то самостоятельно. И он с этим крайне не согласен, потому что он привык быть центром центр Вселенной. А в садике и школе он почему то не центр Вселенной.
И где должна меняться ситуация? Ситуация должна прежде всего меняться дома. Я не говорю, что мы должны каким-то образом делать так, что ребёнок должен чувствовать себя маленьким или еще каким-то, неполноценным. Нет, мы просто живем обычной нашей жизнью, но у ребенка постепенно приходит в его жизнь волшебное слово "надо". И это очень волшебное слово, которое помогает детям вести себя хорошо в любой ситуации.
А всё начинается из дома, поэтому, если ребёнок дома не привык к этому слову, то в школе, в садике тоже ничего с этим не получится.