Найти тему
Белая Орхидея

Правда о барабане

Оглавление

Вы можете представить свою жизнь без музыки? Вот от слова "совсем"? Лично я не могу.

А всего каких-то триста с небольшим лет назад "Домострой" (сборник наставлений в духовной, мирской и семейной жизни россиян) запрещал игру на музыкальных инструментах, считая музыку "грехом, равным пьянsтву".

Из юридических актов XVII века:
"И чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки
и в домры не играли и в домах своих не держали... А кто, забыв страх
Б-жий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени по пяти рублёв на человека..."

Как вам такой расклад? А ведь тогда пять целковых были состоянием!

В это время в Европе вовсю клацали по клавесину, дудели в флейты, пели романсы, изобретали гитару, совершенствовали скрипку и под чарующие звуки музыки шли в бой. Вон какие красавцы - утончённые, неторопливые, моднявые - служили в армиях Европы.

"Три солдата", Питер Брейгель Старший, 1568
"Три солдата", Питер Брейгель Старший, 1568

Зато у нас, в России, с музыкой был тёмный лес

Под строгий суд и жёсткую раздачу люлей не подпадали лишь
хоровое пение в церквях да несколько инструментов - тулумбасы, набаты, накры и сурны. Тулумбасы и набаты - подобие барабанов,
накры - литавры, сурны - трубы. И лишь потому, что эти инструменты служили военному делу.

Не удивляйтесь, что набат "служил" в армии. Изначально он представлял собой огромный медный барабан. Его везли на лошадях и били в него восемь человек. Позже набатом стали называть колокольный звон.

А пока мы продолжим наш исторический экскурс под барабанный стук.

Уже при Алексее Тишайшем (отце Петра I) под выбиваемый
барабаном ритм стройными рядами шли войска. Сам
Пётр I был
знатным
барабанщиком, когда организовывал свои потешные полки.

Звук этого инструмента поднимал боевой дух, помогал передавать сигналы во время сражений, когда всё вокруг оглушалось взрывами
и sтрельбой. Под его бесконечную дробь хоронiли погiбших,
а новобранцев учили строевой.

- Ать-два! Ать-два! Левой-правой! Левой-правой!

Вот только беда - в рекруты набирались в основном неграмотные крестьяне, которые не только письму, чтению и счёту не были обучены,
но и "лево-право" постоянно путали.

Потому и привязывали к их левой ноге сено (пучок травы), а к правой - солому (сухие стебли от пшеницы или ржи).

- Ррряз-два! Ррряз-два! Сено-солома! Сено-солома! - звучало над плацом Семёновского полка (ныне Пионерская площадь в Санкт-Петербурге).

Мы продолжаем наше путешествие по историческому району Семёнцы
в Санкт-Петербурге.
Начало здесь👇

А была ли балерина...
Белая Орхидея11 ноября 2020

Семёновскому полку повезло. Это был единственный полк,
командиры которого вывели из обихода телесные наказания солдат.

Из воспоминаний М.И. Муравьёва-Апостола, будущего декабриста:

"1812, 1813 и 1814 годы нас познакомили и сблизили
с нашими солдатами. Все мы были проникнуты долгом службы. Добропорядочность солдат зависела от порядочности поведения офицеров и соответствовала ей. Каждый из нас чувствовал собственное достоинство, поэтому умел уважать его в других..."

Территория бывшего плаца лейб-гвардии Семёновского полка, ныне Пионерская площадь, Санкт-Петербург.
Территория бывшего плаца лейб-гвардии Семёновского полка, ныне Пионерская площадь, Санкт-Петербург.

Но спустя всего 70 лет небо над плацом Семёновского полка наполнится тихой барабанной дробью, несущей в себе трагизм момента.

Тррррррррррррррааааааааамссссс........!

3 марта 1881 года на плацу лейб-гвардии Семёновского полка произошла ка3нь пяти народовольцев, среди которых оказался талантливый технарь Николай Кибальчич (о нём здесь). На пяти рукописных листах, обнаруженных в его тюремной камере, сохранились чертежи ракеты, способной вывести космический аппарат в межзвёздное пространство.

Увы, этому не суждено было случиться...

Так состоялась последняя публичная ка3нь в России.

Да, в истории барабана были разные страницы - от побед до поражений.

И всё-таки именно ему уделялось если не главное, то существенное значение. Барабанщики выбивали марши, бой-сигналы, а Семёновский полк имел даже свой особый сигнал "Гвардейский поход".

Барабанщики носили особые накладки "крЫльца" под цвет погон, куда вдевались ремни. Рукав и левый борт мундира были отстрочены жёлтой тесьмой, а на кивер (головной убор) ставили султан красного цвета.

Под инструментом барабанщик носил специальный "фартук"
из телячьей кожи, чтобы при ходьбе барабан не сильно бил по ногам.

Открытка из набора "Русская армия 1812 года", Изобразительное искусство, Москва, 1987 г., художник Олег Пархаев.
Открытка из набора "Русская армия 1812 года", Изобразительное искусство, Москва, 1987 г., художник Олег Пархаев.

Значение барабанщика на поле боя было настолько велико, что
нередко неприятель пытался уничтожить в первую очередь именно его,
а не командира, место за которым всегда предназначалось барабанщику.

Или уже позже - в рукопашном бою - враг стремился проткнуть штыком инструмент. Тогда командование оставалось без связи - все приказы передавались специальной барабанной дробью.

Так что если соседскому мальчику подарили барабан, и он без удержу колотит в него, не сердитесь. Может, в будущем из этого пацанёнка выйдет достойный генерал 😄

#сссрироссия #историяроссийскогогосударства #российскаяармия #петербурговедение #интересныефакты #этолюбопытно

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!