Найти тему

Как подготовиться к собеседованию и не провалить его?

Большинство из нас хотя бы раз в жизни сталкивались с необходимостью поиска работы и прохождения собеседований. Дело это очень нервное и трудозатратное, на поиск работы у многих кандидатов уходит от 6 до 12 месяцев.

Лично в моей жизни было не меньше 20 собеседований и больше половины из них я не прошла. В этой статье я расскажу, как правильно подготовиться к собеседованию и понять, что вы с работодателем друг другу подходите.

Мониторинг информации о работодателе

Подготовка к собеседованию начинается со сбора информации
о компании. В качестве источника данных может быть официальный сайт, соцсети, ролики на youtube, отзывы уволившихся сотрудников из интернета. Чем больше сил и времени вы затратите на этот этап, тем больший результат получите на выходе и тем точнее поймете насколько совпадают ваши с работодателем ценности.

Рассказ о ключевых моментах карьеры, вопросы работодателю – конкретика

На любом собеседовании вас попросят рассказать о ключевых моментах карьеры. Лучше заранее составить несколько емких предложений, которые отразят суть вашего опыта и сильные стороны. Не нужно пересказывать всю трудовую биографию, акцентируйте внимание на главном.

"Дьявол носит Prada", каждое общение Андреа с Мирандой - настоящее 
стресс-интервью
"Дьявол носит Prada", каждое общение Андреа с Мирандой - настоящее стресс-интервью

Также большинство рекрутеров любит задавать во время интервью такие вопросы:

- кем вы видите себя через 5-10-15 лет

- причины увольнения с предыдущего места работы

- почему хотите работать именно у нас

- почему должны выбрать именно вас?

- почему так долго искали работу?

- на какую зарплату рассчитываете?

Ответы на них также стоит продумать заранее. Старайтесь избегать банальных шаблонных фраз, но и уходить в сильный креатив тоже не стоит.

Рассказывая о ключевых моментах карьеры помните, что излишняя скромность или утаивание промахов – не самая лучшая стратегия. Если работодатель спрашивает о причинах увольнения, лучше ответить как было на самом деле. Хоть и некрасивая но правда будет в этом случае лучше приукрашенной лжи.

-2

Чем больше вопросов вы зададите работодателю на начальном этапе, тем лучше.

- в чем будут заключаться ваши должностные обязанности

- для чего в компании создана должность на которую претендуете, какие задачи она решает

- кто ваш предшественник и каковы были причины увольнения

- кто ваш непосредственный руководитель

- есть ли испытательный срок и сколько он длится

- каких результатов нужно достичь за время испытательного срока?

Вопросы о зарплате, времени на обед, отпуске и больничном лучше оставить на конец интервью.

Ошибки на собеседовании

Все мы люди и всем нам свойственно заблуждаться. Но не проигрывает лишь тот, кто никогда не ошибается.

- страх или синдром «застенчивого студента»

Неуверенное поведение портит впечатление о вас как о специалисте. Хуже, чем излишняя скромность и неуверенность в своих силах может быть только завышенная самооценка. Не стоит заранее проигрывать драматичный сценарий, вас никто не изобьет и не покусает. В худшем случае вы просто зря потратите силы и время, а в лучшем – наберетесь опыта.

- неподготовленность

Неподготовленность может сыграть с вами злую шутку. Если работодатель задает вопрос «о каких достижениях компании за последний год вам известно», а вы не знаете ответа, смело можете вставать и уходить. Если вы не потратили время на то, чтобы изучить информацию, к вашей кандидатуре скорее всего отнесутся также. Помню, как пришла на одно из интервью совершенно неподготовленной. На протяжении всего разговора пыталась вспомнить откуда мне так знакомо лицо руководителя. Оказалось, что это был директор одной небезызвестной кейтеринговой компании, обслуживавшей президента. В вакантной должность мне в итоге отказали по причине недостаточности опыта в реализации масштабных федеральных PR-кампаний. Но если бы я заранее подготовилась, могла бы избежать неловких пауз в ответах.

- перевод интервью в беседу по душам

Если интервью начинает переходить в «разговор по душам», спросите у рекрутера остались ли у него к вам еще какие-то вопросы по сути вашей встречи. Если нет, можете попрощаться и уходить. Вы не обязаны выслушивать ни чьи излияния.

- подавленность или плохое самочувствие

Подавленность и плохое самочувствие – весомая причина, чтобы перенести ваше интервью. Никто не захочет брать на работу больного сотрудника с измученным видом. Если вам действительно не здоровится, лучше отлежаться, но прийти на встречу в хорошем настроении.

По возможности приезжайте заранее, прогуляйтесь, продышитесь. Если такой возможности нет, сделайте просто несколько глубоких вдохов\выдохов, расправьте плечи, попросите стакан воды в конце концов.

- вульгарное поведение

Вульгарное или чересчур наглое поведение вероятнее всего продиктовано неуверенностью, но это не повод для того, чтобы вести себя таким образом. Любому нормальному человеку приятно, когда с ним обращаются вежливо. Приезжать с видом успешного всезнайки может быть оправдано в том случае, если вы проходите собеседование на менеджера по продажам в какую-нибудь брокерскую компанию.

Говорить чересчур много о своих амбициях также не следует. Глава департамента навряд ли захочет брать в отдел человека, который метит на его должность уже через полгода. В таком случае уместно сказать, что амбиции вам не чужды, но для начала вы хотите освоиться в менеджерской должности, изучить чем живет и дышит компания.

-3

«Ловушки» при создании позитивного имиджа

Неинформированность о том, что такое личный бренд, пассивность, ложная скромность, поиск одобрения – наиболее частые ошибки при создании позитивного образа.

Ничто так не говорит о нас, как первое впечатление. Пословица «встречают по одежке, провожают по уму» будет здесь как нельзя кстати. Если вам удалось произвести приятное впечатление, к вам будут более снисходительны, меньше обращать внимания на ошибки и недочеты и больше преувеличивать заслуги.

Постарайтесь продумать заранее ваш образ – одежда, обувь, аксессуары. Никакие бренды не сыграют в вашу пользу, если ваш внешний вид будет неопрятным или от вас будет дурно пахнуть.

Работая над имиджем важно не переборщить. Не стоит пытаться сформировать неестественный для себя образ, или быть излишне скромным – в надежде, что рекрутер сам догадается о ваших достижениях. Также не стоит проявлять нетерпеливость, искать одобрение своих слов или быть чрезмерно пассивным. Любой работодатель всегда отдаст предпочтение смелому и уверенному в себе кандидату, а не застенчивому молчуну, пусть у последнего и будет перевес в опыте.

-4

Что делать, если вы не хотите искать работу

Бываю ситуации, когда человек исправно ходит на собеседования, но найти работу никак не может. Причин может быть несколько – вас в жизни и так все устраивает и жить в размеренном темпе, залезая в карман к друзьям или родителям, - то, что доктор прописал. В этом случае не тратьте ни свое, ни чужое время, просто честно признайтесь, что вам и так хорошо.

Вы не знаете сами чего хотите и никак не можете определиться. В таком случае не стоит выкидывать белый флаг и сходу сообщать об этом работодателю. Чем больше интервью вы посетите, тем больше вероятность найти подходящий вам вариант. Задавайте как можно больше вопросов, уточняйте и портрет идеальной работы рано или поздно появится.

Вы в депрессии и постоянно себя жалеете. В таком случае вам стоит решить, что вы планируете делать – продолжать себя жалеть или совершать шаги в направлении изменения ситуации. Ни в коем случае не устраивайте на собеседовании каминг аут, лучше скажите, что у вас временный творческий кризис, но вы надеетесь с помощью работы его преодолеть, ведь ваш опыт, ответственность и трудолюбие всегда выручали вас. Рассказывайте о своих сильных сторонах, только не увлекайтесь. Помните, что с вас потом за это могут спросить.

Резюмируя все выше изложенное, можно с уверенностью сказать - чтобы пройти собеседование, к нему нужно готовиться. От того сколько времени и сил вы посветите этому занятию, будет зависеть результат, и тем точнее сможете понять насколько ваши с работодателем ценности совпадают.

Ключевые этапы подготовки к собеседованию:

1. сбор информации о компании: задействуйте как можно больше источников – сайт, социальные сети, ролики на youtubeканале

2. краткий емкий рассказ о ключевых моментах карьеры – буквально несколько ключевых фраз, которые помогут отразить весь ваш опыт

3. Составление карты вопросов/ответов – необходимо, чтобы не растеряться в момент интервью и быть готовым к вопросам рекрутера.

4. Проработка позитивного имиджа – уделите внимание тому во что вы будете одеты, мимику, жесты, тембр голоса, какой у вас будет парфюм. Эти моменты важно не упустить при подготовке, но не стоит слишком сильно на них зацикливаться. Гораздо важнее, чтобы вы вели и чувствовали себя естественно.

Если вы не хотите искать работу, но при этом регулярно ходите на собеседование, проблема может заключаться в вашей лени, депрессии, отсутствии четкого представления о том, чего хотите или банальном нежелании ничего менять. В зависимости от ситуации нужно или честно себе признаться в мотивах или продолжать поиски, т.к. узнать что вам подходит невозможно сидя дома на диване.

В заключении хочется отметить, что собеседование – это обоюдный процесс, когда работодатель заинтересован найти подходящего для его задач сотрудника, а вы – соответствующего вашим требованиям и представлениям работодателя.

Chi cerca-troverà – «кто ищет, найдет» – так говорят итальянцы. Чего и вам желаю!