Корпорации вроде Alphabet и Tesla, как и множество стартапов, ищут способы сделать безопасный и эффективный общественный транспорт, для которого не требуется водитель. А, на самом деле, изобретатели работают над этой идеей уже больше сотни лет.
🕰️ История
🔶 В 1914 году гироскопический автопилот от Sperry Corporations помогал самолёту удерживать курс полёта и стабилизировать крен — на выставке во Франции оба пилота вылезли на крылья во время полёта. А в 1947 году американский военно-транспортный самолёт Douglas C-54 Skymaster перелетел через Атлантический океан на автопилоте, в том числе взлёт и посадка были в автоматическом режиме.
🔶 В 1940-х в США создали круиз-контроль, который поддерживает постоянную скорость автомобиля, прибавляет газ при снижении скорости и уменьшает при увеличении. В 1956 году Волгу оснастили «ручным газом» — водитель вытягивал рукоятку газа во время движения и мог убрать ногу с педали.
🔶 В 1967 году в Великобритании запустили поезда с автопилотом: они сами останавливаются, открывают и закрывают двери, регулируют скорость торможения, интервал ожидания на станции.
🚌 Беспилотный общественный транспорт сегодня
🔷 В Копенгагене с 2002 года действуют беспилотные поезда в метро: они не только открывают и закрывают двери, что уже было не удивительно для 1960-х, но и реагируют на непредвиденные ситуации вроде человека или каких-либо предметов на пути. На видео можно посмотреть, как это метро без единого машиниста выглядит.
🔷 В 2016 году первое в мире беспилотное такси выехало на улицы Сингапура, а в 2018 Яндекс запустил первое беспилотное такси в Иннополисе. Сейчас в Москве действуют беспилотники от Яндекса, всего в его парке — 130 таких такси, в том числе в США и Израиле.
🔷 В 2018 году в австралийском Сиднее запустили беспилотные автобусы. Также беспилотные автобусы тестируют в США, Швеции, Эстонии и Финляндии.
🐼 Один из лидеров — Китай. Например, PandaBus от компании DeepBlue работает на маршрутах в 6 мегаполисах. Автобусы оснащены биометрическими сканерами для входа и оплаты проезда, роботами-помощниками, а также интеллектуальными экранами, таргетирующими контент под отдельных пассажиров.
💰 Инвестиции
🔵 Стартап Optimus Ride, который уже запустил беспилотные шаттлы на 12 пассажиров в Нью-Йорке, привлёк $76 млн, из которых получил $50 млн в 2019 году.
🔵 EasyMile, французский производитель беспилотных электробусов, привлёк €22,1 млн. На днях шаттлы запустили в Оттаве, столице Канады.
🔵 Amazon купит за $1,2 млрд калифорнийский стартап Zoox, чтобы создать парк роботизированных такси и конкурировать на этом рынке с Waymo — беспилотниками от Google.
🔵 «Яндекс» выделит направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию — Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG) — и дополнительно инвестирует в ее развитие $150 млн.
🔵 DeepBlue, основанная в 2014 году, привлекла $100 млн. и прошла путь от систем компьютерного зрения для вендинговых аппаратов и роботов-уборщиков до передовых спец беспилотников и комплексных смарт-сити проектов.
Сейчас DeepBlue выступает интегратором мегапроекта умного города Аншань (Китай) и обеспечит привлечение передовых технологических решений индустрии 4.0 для трансформации промышленных предприятий и городской инфраструктуры стальной столицы Китая. В этом могли принять участие российские компании, подав заявку через открытый отбор, проводимый РВК и DeepBlue, до 16 ноября 2020 года.
Беспилотный общественный транспорт — важный компонент «умного города» будущего. Эффективно настроенные перевозки людей в метро, автобусами и такси смогут сократить количество пробок, снизить аварийность. А поскольку такой транспорт, как правило, либо электрический, либо водородный, то и ситуацию с экологией он сможет улучшить.
Подписывайтесь на телеграм-канал Дока Брауна, чтобы первыми читать узнавать о знаковых новостях венчурного рынка и новых технологиях.