Найти тему
9,5K подписчиков

Кинокритик Антон Долин у Дудя: об Урганте, Тарантино, Тарковском и плохом российском кино

270 прочитали

1 декабря 2020 года на канале Юрия Дудя вышло интервью с кинокритиком Антоном Долиным, которое набрало уже 8 миллионов просмотров. К слову, длина интервью - 2 часа 23 минуты.

Антон Долин у Юрия Дудя, "ВДудь", декабрь 2020
Антон Долин у Юрия Дудя, "ВДудь", декабрь 2020

Поделюсь своими впечатлениями. О взаимоотношениях Долина с "Вечерним Ургантом", где он рассказывал о кино несколько лет, а потом его уволили без объяснений причин, послушать любопытно, но это не самое интересное. Ну да, я согласна, что он всегда был там инородным телом, как по внешнему виду (не желал причесываться и наряжаться, как скажут, предпочитал ходить "как лох"), так и по своим взглядам и убеждениям, далеким от идеологии Первого канала. Но давайте уже о кино!

Антон Долин на "Вечернем Урганте"
Антон Долин на "Вечернем Урганте"

Вопреки расхожему мнению, что цензура в кино помогает, Антон Долин считает, что нет, только мешает. Принято говорить, что в советское время именно из-за рамок цензуры режиссеры научились так выкручиваться и говорить эзоповым языком (причем, без мата), и именно поэтому насоздавали массу гениального, не то что сейчас. Не все так просто. Во-первых, неудачных, посредственных фильмов было больше, чем хороших. Во-вторых, очень много уже снятого из-за цензуры было запрещено на много лет. В отдельных случаях это сломало жизни режиссерам, актерам. Но все это отдельная тема - о том, каким образом создаются условия для рождения талантливого кино.

Совершенно согласна с Долиным насчет фильмов Тарантино и Гая Ричи. Их почему-то постоянно сравнивают и ставят на одну полку, а Гай Ричи должен стоять ниже, возможно, на несколько полок, потому что он скорее ремесленник, чем творец. Без него кино ничего не потеряло бы, он ничего нового не внес, а Тарантино внёс. Именно поэтому я еле досмотрела "Джентельменов" и была в восторге от тарантиновского "Однажды... в Голливуде".

"Джентльмены" Гая Ричи и "Однажды в... Голливуде" Тарантино
"Джентльмены" Гая Ричи и "Однажды в... Голливуде" Тарантино

Невероятно точно Антон Долин сравнил плохое современное российское кино с золотыми часами от Хоттабыча, которые тот подарил Вольке: внешне часы золотые, шикарные, но в них нет начинки и они не ходят, а значит - не выполняют своей функции. Так же и с плохим кино - внешне оно похоже на хорошее, но в нем нет начинки, идеи, отражения желаний и чувств зрителей, и потому оно не работает. В частности, Долин сравнил популярных на весь мир "Мстителей" и попытку сделать русский аналог - "Защитники", который провалился.

"Мстители" (2012) и "Защитники" (2017)
"Мстители" (2012) и "Защитники" (2017)
"Есть один фундаментальный секрет, о котором не догадывается большая часть российских режиссеров, дистрибьютеров и продюссеров. Я открою тебе сейчас этот секрет - зрители не идиоты! О них думают, как о детях в детском саду, которым если дали манную кашу - они её съедят, (потому что), во-первых, воспитатель сделает страшные глаза, а, во-вторых, другой еды не будет".

Спрашивал Юрий критика Долина и о Тарковском, почему тот - самый знаменитый русский режиссер в мире? Ответ: потому что Тарковский смог быть абсолютно свободным в творчестве, в искусстве, это его главный скилл - умение быть свободным и вне любых рамок. Особенно Долин выделяет фильм "Зеркало". Помнится, я предпринимала несколько попыток посмотреть его. Первая, в двадцать с копейками лет, закончилась словами: "Что это было?" И только после 30-ти, пересмотрев, я поняла и оценила его красоту, силу, магию. "Зеркало" вдруг перестало казаться мне сложным. Пониманию этого кино также помогает прочтение или прослушивание воспоминаний сестры Тарковского об их детстве, ведь именно свое детство автор и сделал главным героем "Зеркала".

"Зеркало", 1974
"Зеркало", 1974

Забавно наблюдать за Юрием Дудем в этом разговоре - он не скрывает, что многого не понимает в "сложном" кино, но все равно смотрит и стремиться постичь. Он часто выглядит удивленным, наивным. Антон Долин уже после интервью, увидев, как многие напустились на Дудя, отметил высочайший профессионализм, с которым Дудь выстроил их разговор, отчего результат получился таким интересным для миллионов зрителей.

А главным результатом увиденного для меня лично стало воодушевление, которым заражает Долин, с которым, кстати, я не всегда согласна в оценках, и это нормально! Возникает желание тут же посмотреть новое (или хорошо забытое старое), классное, крутое, необыкновенное кино! И, конечно, поделиться после просмотра впечатлениями на канале kino-and-more.