Приветствую любителей и любительниц банной культуры на страницах журнала Байки и Баня. К сожалению, а может и к радости, у автора этих строк все меньше времени на ведение канала - захватывают другие проекты - и как следствие материалы выходят не часто. Впрочем я стараюсь писать материалы на мой взгляд интересные или полезные, не утомляя читателя ежедневной "водой", жертвуя частотой в пользу качества. Однако хватит хвастовства, сегодня услышал по радио новость, о которой хочу поговорить.
Знаете что объединяет армянский духовой инструмент дудук, сербский народный танец Коло, пивную культуру в Бельгии, китайскую каллиграфию и еще множество других традиционных для разных народов мира вещей или занятий? Их объединяет нахождение в списке "нематериального культурного наследия ЮНЕСКО". Очень кратко не утомляя читателя подробностями расскажу что это за список и для чего его составили.
Началась эта история в прошлом веке. В 1982 году в Мехико, во время всемирной конференции по культурной политике впервые поднялся вопрос о сохранении нематериального культурного наследия. Простыми словами, ученые мужи задумались об исчезновении культурных традиций разных народов и территорий, под гнетом развития прогресса и технологий.
К примеру был у условных туземцев красивый танец, направленный на призыв дождя с масками, бубнами и т.п., который исполняли много поколений, но ХХ век провел оросительные каналы на поля и получается, что танец стал особо не нужен и стал забываться. Или пряли женщины в горах в ручную отличные ковры, но электричество и станки выиграли конкурентную борьбу, и кроме нескольких старушек хранить умение уже и некому.
Сохранением таких практик, традиций, песен, танцев, умений, выражений и прочая, прочая и занялось мировое сообщество. В течении нескольких десятков лет были разные попытки, которые вылились в два списка ЮНЕСКО. Первый список аналог красной книги - содержит объекты нематериального культурного наследия, которые нуждаются в срочной защите (по мнению стран инициаторов включения в список), и репрезентативный список демонстрирующий разнообразие культурного наследия. В общем первый то, что нужно сохранить, второй то чем можно похвастаться.
Смотря на эти списки интересно рассуждать, насколько серьезно разные страны относятся к своему "культурному наследию" или же (что будет вернее) самому проекту ЮНЕСКО. Не лишним будет и оценить насколько серьезно или тщательно ЮНЕСКО отбирает и согласовывает пункты для включения в свои списки. Кстати был прецедент когда из списка исключили традиционный бельгийский карнавал в городе Алст, после десяти лет нахождения в списке. Причина для современного мира проста - карнавал показался не достаточно толерантным, кураторы списков увидели в нем антисемитизм...
Но вернемся к сауне.
https://www.fontanka.ru/2020/12/17/69638021/
Сауна первый представитель страны Суоми в списке. Цифры конечно впечатляют, 3,2 млн саун на 5 млн населения это очень много. Сауна для финнов - одна из ярчайших иллюстраций полноправного участника репрезентативного списка ЮНЕСКО, который не вызывает вопросов или улыбки, в отличии от многих других участников.
А что же Россия? Не смотря на то, что от нашей страны в репрезентативном списке представлены якутский национальный эпос "Олонхо" и фольклор семейских староверов Забайкалья, РФ до настоящего момента не присоединилась к конвенции о сохранении самобытных культурных практик и обычаев. Как кстати и Великобритания и США. Это значит, что право предлагать в список свои объекты Россия не имеет и бани в этом списке в ближайшее время не появится.
Получается, что в негласном соревновании между финской сауной и русской баней на этом поле победителем вышла сауна. В сохранении русских банных традиций ЮНЕСКО нам не помощник)))), а значит что дело хранения и приумножения банной культуры ложиться на наши с вами плечи. На плечи людей любящих и понимающих русскую баню и ее механизмы, а значит нашу традиционную баню волноваться не стоит)
Друзья, ходите в баню, соблюдая ее правила и традиции. Тогда она подарит вам бодрость духа, отличное настроение и хорошее самочувствие!
В связи с участившимися случаями копирования моих материалов, обращаю внимание других авторов Дзена, что полное или частичное копирование этого, как впрочем и других материалов канала Байки и Баня, возможно только со ссылкой на источник.