Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. Самый загадочный памятник Петру I.

Петр Первый – бесспорно ключевая фигура для Санкт-Петербурга, обязанного своим рождением Российскому Царю. Поэтому, горожане трепетно относятся к памяти Великого Петра, образ которого увековечен многими архитекторами. Я насчитал 10 памятников и бюстов, установленных великому императору в нашем городе:

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

1. Медный всадник;

2. Памятник Петру I у Инженерного замка;

3. Памятник «Царь – плотник» на Адмиралтейской набережной;

4. Бюст Петра на Московском вокзале;

5. Бюст Петра у домика Петра I;

6. Памятник Петру работы Шемякина в Петропавловской крепости;

7. Памятник Петр I в аэропорту Пулково;

8. Бюст Петра на фасаде Нахимовского училища;

9. Памятник Петру I Зураба Церетели на Васильевском острове;

10. Бюст Петра в Ботаническом саду.

Среди всех этих памятников, первой конной статуей в России, считается «Медный всадник», установленный Екатериной II. Но, это не так! Сегодня поговорим о самом загадочном памятнике Петру Первому, я бы даже сказал мистическом памятнике, установленном Павлом I у Инженерного замка. История создания и установки этого памятника сама по себе очень любопытна и протянулась по времени едва ли не на весь XVIII век!

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Еще при жизни Петра Первого скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли) начал создание этого памятника – первой конной статуи в России. Он работал по заказу самого Петра Великого. Скульптор создал памятник в глине, но отлить не успел. Петр I умер. Здесь кроется первый вопрос. Кого на самом деле заказывал великий царь у зодчего?

У Карла Растрелли свои резоны и он таки уговаривает Елизавету Петровну закончить памятник отцу (благо, что прижизненная гипсовая маска самодержца была заблаговременно отлита). Памятник был отлит лишь к 1747 году и еще долгое время не мог обрести своего места. Первоначально планировалось установить его на Дворцовой площади после завершения строительства Зимнего дворца. Однако, после смерти Елизаветы, интерес к творению Растрелли был потерян, а памятник был закрыт в амбаре Литейного двора на Васильевском острове.

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Весь период царствования Екатерины II, о памятнике никто не вспоминал. Говорят, он долгое время пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста, который существовал в бытность её правления. Екатерина знала и даже видела памятник, но он ей категорически не нравился. Считалось, что стиль в котором был выполнен памятник вышел из моды. Её наследие нам хорошо известно - «Медный всадник».

В 1782 году скульптура была подарена Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить её на Украину, но потом установил под навес у Таврического дворца.

На российский Престол взошёл Павел I. Хорошо известно, что молодой монарх делал всё, чтобы вымарать наследие своей матери. Он превращал роскошные дворцы, построенные Екатериной II в казармы и конюшни, возвращал из ссылок в столицу чиновников, учёных и прочих вельмож сосланных императрицей в отдалённые уголки страны. Коснулось это и памятника.

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Павел I вспомнил о величественном монументе и по его приказу он был установлен перед Михайловским (Инженерным) замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника, столько же лет прожил на свете и Петр Великий! Какое-то мистическое совпадение неправда ли?

Торжественное открытие памятника Петру Первому состоялось в 1800 году. На пьедестале монумента Павел I велел сделать надпись «Прадеду – правнук», как бы в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая». Тем самым давая понять, что он используя по праву такие нарративы как дед, внук, правнук – Он «законнее» император, чем она, выскочка, какая-то там немка, убившая его отца в Ропше.

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Но отпустим историю государства российского и внимательно рассмотрим сам памятник, первую конную статую, установленную в России. Мы найдём в ней немало противоречий и загадок.

Конный памятник установлен на высокий постамент, облицованный мрамором белого, розового и зеленого оттенков который был изготовлен гораздо позже скульптуры. Его автором является архитектор Федор Иванович Волков. Постамент украшают два бронзовых барельефа, на которых отображены решающие моменты битв Северной войны. Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством Михаила Ивановича Козловского.

Барельеф "Полтавская битва". Фото: В.Кононов
Барельеф "Полтавская битва". Фото: В.Кононов

На барельефе «Полтавская битва» отображен момент атаки наших войск. В центре на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане — на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак — 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско.

На втором барельефе запечатлено первое крупное морское сражение, выигранное молодым российским флотом — бой при мысе Гангут, состоявшийся 26-27 июля 1714 года. В левой его части на флагманском корабле изображен Петр I, над которым парит гений Победы. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя. На переднем плане изображена трагическая сцена — спасение тонущего моряка.

Барельеф "Бой при Гангуте". Фото: В.Кононов
Барельеф "Бой при Гангуте". Фото: В.Кононов

А теперь рассмотрим сам памятник. Первым, что бросается в глаза это грузная фигура всадника в римских одеждах, держащая в руке некий обрубок. Что это? Знатоки утверждают, что это «маршальский жезл», но подобные артефакты — это очень дорогие ювелирные изделия, украшенные парчой, золотыми накладками и драгоценными камнями, а мы видим при детально вылепленной скульптуре простую, голую палку. При отведённом в сторону локте наше воображение рисует нам копьё, боевое копьё, так как на нём нет гарды, защищающей кисть.

Петр Первый с маршальским жезлом. Фотография взята из открытых источников.
Петр Первый с маршальским жезлом. Фотография взята из открытых источников.
Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Смотрим дальше. Мы видим всадника на великолепном коне. Коне! Если присмотреться, то это хорошо видно даже на моих фотографиях.)) Но, позвольте. Петр Великий всю свою сознательную жизнь ездил на любимой кобыле Лизетте, чучело которой находится в зоологическом музее на В.О.

И последнее. Давайте вспомним рост Петра. Официально установлено, его рост два метра три сантиметра. А теперь посмотрим на всадника, сидящего на Буцефале. Я не оговорился. Коня действительно хочется назвать Буцефалом. )) А, теперь усадим двухметрового человека на лошадь без стремян и седла, т.к. всадник сидит на попоне. Его ноги были бы гораздо ниже. Так кто же перед нами? Петр или Александр Македонский?))

Фото: В.Кононов. На фото я отметил левую ногу жеребца, странным образом напоминающую женскую.)) Почему так получилось - загадка. Быть может это отсыл к Лизетте - кобыле Великого монарха? В интернете очень много фотографий этой ноги.
Фото: В.Кононов. На фото я отметил левую ногу жеребца, странным образом напоминающую женскую.)) Почему так получилось - загадка. Быть может это отсыл к Лизетте - кобыле Великого монарха? В интернете очень много фотографий этой ноги.

Я ничего не утверждаю, выводы делайте сами. Спасибо, что дочитали до конца.