Найти тему
ActivityEdu

Бизнесменами не рождаются, или Гены как рецепт в поваренной книге

Оглавление

Что влияет на наше поведение сильнее: среда или гены? Может ли ребенок быть «рожденным» для определенной профессии? Какой этап развития детского мозга критичен для становления взрослой личности? Какие гены отвечают за интеллект и провоцируют агрессию? Завесу тайны над нашей психофизиологией приподнял в своем выступлении на конференции EdCrunch on Demand Роберт Сапольски, американский нейроэндокринолог, этолог, приматолог, профессор Стэнфордского университета.

Самые странные приматы на Земле

– Большую часть своей жизни я посвятил изучению приматов – как в лабораторных, так и в природных условиях, – рассказывает Роберт Сапольски. – По итогам исследований я пришел к выводу о том, что человек очень странный вид приматов: одновременно самый жестокий, несчастный и эмпатичный. Тем не менее чисто биологическое, механическое объяснение поведения человека весьма скучно. Например, «мозг дает команду выполнить то или иное действие». Если все, что мы пытаемся объяснить, – механика тех или иных мышц, трудностей не возникает, но если стремимся истолковать значение, заложенное в сокращении мышечных тканей, появляются сложности, поскольку одни и те же движения в разных ситуациях имеют разные смыслы. Например, можно нажать на спусковой крючок и совершить убийство, а можно вызвать огонь на себя: технически одно и то же, а смысл разный. Или, напротив, вы можете предполагать, что действуете честно и благородно, а на самом деле предаете близкого человека.

Геном и поведение: влияние контекста

На главный вопрос этого выступления я могу ответить уже сейчас: гены гораздо слабее влияют на наше поведение, чем принято полагать. Однако то, как именно они воздействуют, гораздо сложнее, чем нам приходит в голову. Чтобы разобраться с тем, как это устроено, надо посмотреть, как генетика воздействует на поведение с точки зрения биологии вообще.

Прежде чем мы зададимся чисто генетическим вопросом, что вызывает то или иное поведение, надо провести последовательность анализов. Прежде всего, что произошло с биохимической точки зрения за минуту до нажатия спускового крючка? Например, если человек играет в компьютерную игру, и ему показывают глаза противника, есть вероятность, что игра станет более честной. Другой пример: чем темнее экран, когда человек играет, тем больше вероятность того, что он будет мухлевать. Еще один пример: если в помещении, где проводят опрос о политике, неприятно пахнет, люди будут более склонны к проявлению консерватизма. Главным предиктором того, вынесут ли судьи обвинительный приговор, является время суток, а точнее – время, когда они ели в последний раз. Если это было недавно, они с гораздо большей вероятностью проявят сострадание.

Мы можем задаться более глубоким вопросом: что произошло в предыдущий час? Здесь важным становится уже действие гормонов. Известно, что, например, высокий уровень тестостерона повышает агрессивность. На самом деле это не совсем так. Поместите в клетку пять обезьян. Через некоторое время, когда первая обезьяна сможет несколько раз победить вторую, вторая – третью и так далее, между ними сложится групповая иерархия. Если мы вколем третьей обезьяне тестостерон в большом количестве, она станет более агрессивной, однако ее место в иерархии не изменится: вместо того чтобы бросать вызов более сильным обезьянам, она начнет тиранить более слабых. То есть агрессивность может выражаться по-разному: тестостерон просто усиливает привычные для нас паттерны агрессии. Он также подталкивает к поведению, необходимому для защиты высокого положения в иерархии. Но драку с соперником может затеять только обезьяна: человек будет защищать свое положение экономически более выгодными способами, иногда проявляя щедрость и честность (зависит от конкретного социального контекста).

Родом из детства

Давайте рассмотрим то же самое поведение с точки зрения генетики: что происходило неделями и месяцами ранее. Среда, в которой мы находились, влияла на наш мозг, в том числе на его физическую структуру, нейроны, рецепторы. Контекст в значительной степени определяет и устройство мозга, и то, насколько эффективно выполняются функции, связанные с той или иной его частью. Давайте вернемся на много лет назад и зададим вопрос: насколько ваше поведение в конкретной ситуации связано с тем, что происходило в пубертате? Когда вам было 10 лет, ваша дофаминовая система, ответственная за центры подкрепления, помогающая следовать за тем, что нравится, работала таким же образом, что и сейчас.

Еще один фактор: передняя часть головного мозга до конца формируется к 25 годам, а именно она отвечает за то, чтобы мы делали не то, что нам хочется, а то, что важно, нужно, целесообразно в данной ситуации. Именно поэтому подростки совершают импульсивные поступки, довольно забавные, с их точки зрения, но в которых они раскаиваются всю оставшуюся жизнь. И конечно, в формировании фронтальной коры головного мозга важную роль играет среда, в которой растет ребенок. Мы можем проследить влияние и более ранних периодов: наш взрослый мозг функционирует по логике, заданной в младенчестве или в период пренатального развития. Гены, по сути, являются элементами ДНК, которые описывают рецептуру нашей жизни, а такая наука, как эпигенетика, отвечает на вопрос о том, как наш опыт определяет активацию этого рецепта. Если мама крысенка заботилась о нем все детство, можно утверждать, что в его мозге произошли эпигенетические изменения, в силу которых у него будет понижена секреция гормонов стресса, то есть он будет более стрессоустойчив. С человеком происходит то же самое.

Среда обитания и становление личности

Давайте вернемся в период, когда эмбрион еще не сформировался, а была только оплодотворенная яйцеклетка. Как это время повлияло на наше поведение? Говорить о том, что гены влияют на поведение напрямую, – все равно что утверждать, что рецепт пирога повлияет на то, как его будут готовить и как именно съедят. Гены – это просто рецепт в поваренной книге: остальное зависит от нас и от среды.

Во-первых, среда может быть ограничена пределами одной клетки. Положим, у клетки заканчивается митохондриальная энергия. Это приводит к активации конкретного механизма транскрипции в клетке, благодаря чему происходит дополнительная секреция транспортеров глюкозы. То есть генетическая среда внутри клетки принимает решение о том, какой рецепт из нашей поваренной книги, какой ген нужно включить.

Бывает так, что среда рассматривается в масштабах тела человека. Мы можем зафиксировать в какой-то из частей тела повышенный уровень тестостерона, ввиду чего включаются определенные гены и начинают вырабатывать протеины, которые укрепляют мышечные клетки. Тестостерон помогает набрать мышечную массу. Получается, наше гормональное окружение регулирует поведение генов и управляет набором мышечной массы. Даже запах собственного ребенка активирует определенные гены в мозгу, поэтому мы влюбляемся в конкретного младенца: вырабатывается окситоцин, ответственный за привязанность к потомству.

Разные внешние среды могут по-разному активировать один и тот же ген. Например, ген 5HTT – натрий-зависимый транспортер серотонина. Ген существует в двух подвариантах. Один делает человека более уязвимым к проявлениям клинической депрессии, однако активируется в специфических условиях: если в детстве человек сталкивался с высоким уровнем стресса, то это может привести к депрессии в более позднем возрасте. Есть другой ген – HMGA2. Его обладатель может стать умнее, но только при условии грудного вскармливания: ген отвечает за абсорбцию материнского молока и его доставку в человеческий мозг. Третий ген делает человека более агрессивным при употреблении алкоголя. Четвертый ген мешает попыткам человека снизить аппетит или бросить курить, но действует только на тех, чье детство прошло в бедности или нищете.

Стоит подчеркнуть, что большая часть животных, населяющих планету, обитает в одном и том же ареале. Человек же освоил все возможные экосистемы на планете и создал крайне разнообразные социокультурные среды. Следовательно, нет более свободного от диктата генов биологического вида, чем человек.

Как вы яхту назовете…

Получается, что гены не знают заранее, что они делают: их работа регулируется внешними обстоятельствами и выглядит по-разному. Какое же отношение это имеет к предпринимательству и другим профессиям? У меня есть версия, что успешными предпринимателями становятся экстраверты, которых влечет к новизне, они ориентированы на будущее, устойчивы к депрессии, тревоге, готовы брать на себя риск, ищут острых ощущений. Возможно, генетика играет свою роль, но большее зависит от того, в какой среде рос ребенок. Например, из двух людей, выросших в разных средах, но с одинаковым набором генов, один может стать успешным бизнесменом, а другой – владельцем и руководителем наркокартеля. Гены задают одни и те же тенденции, но под влиянием среды раскрываются совершенно по-разному. Конечно, генетика играет роль в том, становится человек предпринимателем или нет, но только среда поможет определить, в какой бизнес вы пойдете.

Источник фото: metode.org

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.