1910 год
Австро-Венгрия
Одной из причин революционного движения в Европе в начале XXвека была нищета значительной части населения европейских стран, независимо от государственной принадлежности. Особенно тяжело было с жильем. В Испании значительная часть населения жила в пещерах, которые испанцы рыли в земле, во Франции ютились у церквей, под мостами, в шалашах при дорогах, в Великобритании, над которой «никогда не заходило солнце», как с гордостью вещали английские СМИ и политики, бедняки Лондона, Ковентри, Ливерпуля и других промышленных центров жили в трущобах в таких условиях, что трущобы в городах Российской империи могли считаться роскошным жильем по сравнению с английскими.
Немного лучше было с жильем в Германской и Австро-Венгерской империях, но и там нищих и бездомных хватало.
Потому бездомный глухонемой рисовальщик, который в поисках куска хлеба, бродил по городам и селениям Галиции, входивший до Первой мировой войны в состав Австро-Венгерской империи, ни у кого не вызывал подозрения. А так как христианская церковь всегда проявляла заботу в отношении убогих, ущемленных природой людей, то местные верующие охотно подавали рисовальщику, а полиция и жандармы не трогали его. Был бы молодой и здоровый регулярно бы задерживали и выясняли: кто, откуда, почему болтается без дела. А так… Убогий он и есть убогий.
И даже, когда рисовальщик вдруг оказывался в районе военных объектов или подле воинских частей, где иногда охотно, за небольшую мзду, рисовал окрестных жителей или военнослужащих, к нему относились по-доброму, не гнали и не преследовали.
И вдруг в один из дней 1910 года в одно из полицейских отделений явился местный житель с заявлением, что этот глухонемой, который примелькался за несколько месяцев уже всем, таковым не является. Согласно заявлению местного жителя, он встречал этого глухонемого в Киеве два года назад, во время своей поездки на территорию Российской империи. И тогда этот глухонемой выступал с трибуны во время какого- то праздника и говорил громко и убедительно. Проигнорировать подобное заявление полицейские не сочли возможным.
Глухонемого задержали и доставили во Львов.
Начали допрашивать. Тщетно. Не слышит и не говорит. Может ошибка?
Пригласили врачей. Те долго колдовали над глухонемым и разделились на две группы. Одна группа врачей утверждала, что человек болен – глухонемой от рождения. Другая упорно это отрицала, считая, что перед ними симулянт, который косит под глухонемого.
Восемь месяцев шло следствие, пока дело передали в суд. Однако суд счел, что у обвинения нет доказательств вины глухонемого, и постановил выпустить его на свободу.
Глухонемого отпустили и он исчез.
Прошло несколько месяцев.
Во Львов прибыли сотрудники Венского бюро австрийской контрразведки.
Просматривая местные дела, они обратили внимание на фото глухонемого, в котором один из сотрудников Венского бюро опознал сотрудника Киевского разведывательного бюро русской разведки.
Так что случайная встреча глухонемого с местным жителем, который сдал его властям, спасла русского разведчика от больших неприятностей.
(Источник: Макс Ронге)