Еловая охота
В Ростовской области проводится усиленное патрулирование хвойных насаждений, а штраф за уничтожение дерева в новогодний период удвоен. Инспекторы мониторят лес днем и ночью с использованием современной техники.
Воздушные помощники
Украсть елку все сложнее, потому что у лесных инспекторов все больше помощников, и для контроля используется специальная техника. Квадрокоптеры – чтобы следить за ситуацией с воздуха, фотоловушки – чтобы фискировать движущиеся объекты и сразу передавать ммс-сообщение.
Фотоловушка – обычная на вид фотокамера. «Она крепится, например, на дерево», - сказал ведущий специалист Каменского государственного автономного учреждения «Лес» Денис Охотников.
Камера, конечно, не понимает, кто прошел мимо, лось или человек и снимает все подряд. Разбирается в этом сотрудник лесхоза и, если возникло подозрение на браконьеров, тогда в это место будет отправлен патруль.
Сначала у инспекторов не было своих фотоловушек, их добровольно давали фотографы, волонтеры, заинтересованные в защите деревьев. В этом году в лесхозе появилось собственное мультимедийное оружие.
«В рамках национального проекта «Экология» было закуплено 12 беспилотных летательных аппаратов», - прокомментировал первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Сергей Бодряков.
Штучные преступления
Если квадрокоптер летает в городе, то люди его чаще видят, чем слышат. В лесу наоборот. Здесь тихо, и если есть звуки, то это звуки природы. Жужжание квадрокоптера с ними не спутаешь, оно разносится далеко, и когда браконьер замечает этого воздушного разведчика, то спешит скрыться.
«Я восемь лет работаю в лесном хозяйстве, сейчас нарушений гораздо меньше», - сказал Денис Охотников.
«Я с 2006 года каждый сезон вместе с работниками лесхоза патрулирую лес. Раньше нарушители сотнями уничтожали деревья, мы находили по 300-400 спиленных макушек, сейчас обычно штучные рубки», - продолжил командир казачьей дружины, подъесаул Виктор Акимов.
Тем не менее, недавно в Каменском районе «новогодние охотники» умудрились спилить 46 сосен, причиненный ущерб лесному хозяйству области оценен в 81 тысячу рублей. Ведется расследование.
К потенциальным местам будущей рубки преступники начинают присматриваться с октября. Например, маскируются под грибников в молодом ельнике или приезжают в лес на ритуальной машине.
Сначала они привозят на место рубки инструменты, потом пилят деревья и еще одним заходом забирают их. Однажды казаки нашли в лесу бензопилу и несколько ручных пил, три дня провели в засаде, но так никто и появился. Наверное, браконьеры поняли, что их ждут с поличным.
Профилактика нарушений
Казаки и волонтеры регулярно выходят в рейды вместе с лесными инспекторами, несут дежурство и работники правоохранительных органов. Всю территорию, конечно, невозможно охватить, даже передвигаясь на машине. «Мы знаем, где есть заезды в лес и делаем контрольную полосу. Если она пересечена, обследуем это место, в особенности молодой ельник», - рассказал Виктор Акимов.
Люди крадут деревья на продажу или для себя. Жажда бесплатной наживы может дорого обойтись. Административный кодекс предусматривает на незаконную рубку штраф от 3000 до 5000 рублей и возмещение ущерба. Если спилено более двух сосен, есть риск схлопотать и более серьезное наказание, лишение свободы до двух лет и штраф от 100 до 200 тысяч рублей.
Другие враги злостные сосен, помимо браконьеров, – пожары и хвойный клещ. «Мы отказались от сосны обыкновенной и сейчас выращиваем только крымскую, потому что она устойчива к погоде и вредителям», - прокомментировал руководитель Каменского государственного автономного учреждения «Лес» Сергей Калитвенцев.
Сеянцы сосны растут в питомнике три года и потом высаживаются в места, где деревья погибли от огня или от рук браконьеров. «Дерево растет долго, так что наша основная задача – все-таки не наказание, а профилактика, поэтому мы все время и напоминаем людям о бережном отношении к лесному фонду», - подчеркнул Сергей Бодряков.