Найти тему
Felix Polski

О ЯДАХ И ОТРАВИТЕЛЯХ

-2


О ЯДАХ И ОТРАВИТЕЛЯХ

Традиция использования ядов в борьбе со своими идеологическими, политическими, религиозными и прочими противниками, имела в истории человечества свои взлеты и периоды относительного затишья. Если говорить о Европе начала восемнадцатого века, то смерть от отравления получила на ее просторах наименование «итальянской болезни». Италия в то время славилась не только художниками и скульптурами, но и специалистами в области приготовления богатейшей палитры различных ядов. Австрийцы тех лет утверждали, что яд в еду врага не сыплет сегодня только ленивый. Врачи по внешнему виду покойного без труда могли определить, какой яд послужил причиной смерти. Был ли это мышьяк, белена, ртуть или же имело место их сочетание. Например, если была применена ртуть, то тело покойного сильно распухало, а от него самого за неделю до его смерти начинал исходить очень неприятный запах. Другое дело, если к отравлению были причастны сотрудники спецслужб. Тогда данные осмотра трупа таинственным образом терялись, а те, кто пытался пролить хоть какой-то свет на случившееся, бесследно исчезали. Именно так случилось с великим австрийским композитором Вольфгангом Моцартом. Три года назад мною была издана книга, в которой я согласился с рядом исследователей, считавших, что к отравлению Моцарта были причастны австрийские спецслужбы. О мотивах убийц я рассказал в ходе публичной лекции в одной из центральных библиотек Санкт-Петербурга, а сейчас изложу лишь скупые факты.

Итак, смерть Вольфганга Амадея Моцарта наступила в ноль часов пятьдесят пять минут 5 декабря 1791 году. При том что лицо, остановившее маятник часов в квартире композитора, так и не было установлено. Затем люди в штатском похищают тело Моцарта и тайком увозят его на кладбище святого Марка в Вене. Где возле могилы их всех уже ждет штатный землекоп. За месяц до своей смерти Моцарт уверял свою жену Констанцу, что некто всыпал в его вино яд, когда он, вернувшись из Праги, где с триумфом состоялась премьера его оперы «Милосердие Тита», ужинал у своего друга Сальери. Но со времени злосчастного ужина до дня смерти Моцарта прошло четыре месяца. Современные врачи-эксперты утверждают, что, если в состав яда входила ртуть, то за четыре месяца она должна была полностью выйти из организма и причиной смерти стать не могла. Если ртуть действительно присутствовала, то кто-то должен был малыми дозами подсыпать ртуть в еду Моцарта не реже одного раза в неделю. Этим человеком мог быть ученик Моцарта Зюсмайер и его ученица Магдалена Хофдемель. Жену Моцарта мы должны исключить из списка возможных убийц, так как последние месяцы жизни Моцарта она провела у своей матери в городе Мангейм. Причиной ее отъезда стало систематическое пьянство Моцарта. Но, если яд впервые попал в вино Моцарта из рук Сальери, то только он и мог передать его тем, кто потом порциями всыпал яд в еду композитора. Сальери же, как следует из свидетельских показаний, узнав о смерти Моцарта, произнес: «Умер? Так туда ему и дорога. Проживи он еще года три, и мы все могли остаться без куска хлеба». Тем не менее, суд города Милана в 1997 году вынес вердикт, согласно которому вина Сальери в отравлении Моцарта не доказана в виду отсутствия доказательств. Каждый, кто хоть отчасти знаком с процессом судопроизводства, знает, что под отсутствием доказательств подразумевается отсутствие прямых улик, таких как отпечатки пальцев, кровь на одежде, признательные показание самого фигуранта, подкрепленные показаниями свидетелей. Но, помимо прямых улик, существуют и косвенные, которые при их умелом выстраивании, вполне могут лечь в основу обвинения. Что же это за улики? Вслед за Моцартом гибнет его ученик Зюсмайер. Он сам или кто-то перерезает ученику горло бритвой. Днем позже некто покушается на жизнь ученицы Моцарта – Магдалены Хофдемель. В это время в комнату врывается её муж – Франц. И уже ему убийца перерезает горло бритвой. Магдалена чудом остается жива, но наотрез отказывается сообщить что-либо следствию под тем предлогом, что она лишилась способности разговаривать из-за ранения горла. Но ее слова опровергают соседи, с которыми она вполне сносно общается.
Налицо ситуация, когда кто-то убирает опасных свидетелей.
Спустя три десятилетия после смерти Моцарта Сальери на исповеди в соборе святого Стефана признается в убийстве композитора. И в приступе раскаяния пытается перерезать себе горло… опасной бритвой.
Сальери объявляют сошедшим с ума, что снимает все надежды на дальнейшее судебное разбирательство. Но и это еще не всё. Мужа Магдалены Хофдемель, убитого в своем доме при попытке защитить свою жену, вдруг объявляют самоубийцей. Якобы он не смог выдержать ужасной сцены покушения на его жену, и сам перерезал себе горло бритвой. Похоже, кто-то, наслаждаясь своей абсолютной властью как над следствием, так и над католической церковью, очень ловко выдает ложь за истину. Почему и над католической церковью тоже? Только потому, что «самоубийцу» Франца, вопреки строжайшему запрету, хоронят не в «грязной земле», предназначенной для погребения самоубийц, а на общем кладбище и со всеми почестями и процедурами. Но о божьих законах эти лица, попирающие земной закон, все же не забывают.
Издавна, для доказательства вины убийцы, последний обязан был присутствовать на отпевании своей жертвы. Многолетняя практика доказала, что в определенный момент заупокойной молитвы по покойному его убийца либо покинет храм, либо упадет в обморок. Считается, что таким образом Бог указывает людям на убийцу. Поэтому люди в серых плащах похищает тело Моцарта из его квартиры и тайно предают его земле. Моцарта хоронят в общей яме для захоронения нищих и бродяг. Его тело засыпают известью, которая должна уничтожить все следы ртути. Могильщик, зная о том, что покойников, которых ночью привозят на кладбище люди в серых плащах, через какое-то время начинают искать их родственники, повязывает на шею Моцарта свой шарф. Чтобы потом, указав на его тело его родственникам, получить с них немного денег.
Были ли у Сальери какие-либо личные мотивы для убийства Моцарта? Несомненно, были. Во-первых, первым музыкантом Европы считался уже не он, учивший писать Шуберта, Листа и Бетховена, а Моцарт. Со смертью Моцарта титул первого музыканта Европы вернулся бы к Сальери. Из королевской казны на содержание трех придворных капельмейстеров отпускалась определенная сумма. Она не становилась меньше, если кто-то из капельмейстеров умирал или увольнялся, а делилась между двумя оставшимися. До тех пор, пока не брали третьего. Оклад Моцарта перешел к Сальери. Сальери имел к тому времени восьмерых детей от своей жены Терезии. Семеро его детей умерли в младенчестве. О чем он сам скажет весьма иносказательно. Сальери скажет, что за три чужие жизни он отдал семь родных. Свидетель – врач, лечивший Сальери. За смерть Моцарта, Франца и Зюсмайера Сальери заплатил жизнью семерых своих детей.
Так как в ходе следствия некто постоянно вмешивался в расследование и порой даже формировал информационное поле, ряд серьезных исследователей того времени усмотрели во всем этом все признаки действий спецслужб. Но стоило этим исследователям сделать первый шаг, как все следы тут же обрывались.
И последнее. Жена Моцарта, виня себя за свой отъезд, лишь усугубившей пьянство ее мужа, решила отыскать тело мужа в общей яме и перезахоронить его. Она разыскала могильщика, который закапывал тело Моцарта. Он пообещал ей, что завтра утром он откопает тело ее мужа. В эту же ночь могильщик бесследно исчез…