При заключении федеральных и муниципальных государственных контрактов часто присутствует требование об обеспечении выполнения обязательств по государственным контрактам в виде банковской гарантии.
Получить эту гарантию достаточно легко. Но это дорогостоящее, особенно для среднего бизнеса, мероприятие, связанное с оценкой платежеспособности Подрядчика, который претендует на участие в торгах. Потенциальный Подрядчик должен вытаскивать деньги из оборота, чтобы показать собственную платежеспособность, а также оплачивать комиссию банку за обслуживание по банковской гарантии. Заказчик вправе обозначить наличие у подрядчика банковской гарантии в качестве условия к допуску к торгам. В этом случае Подрядчик обязан ее получить. Поэтому подрядчики идут и получают банковскую гарантию. Важно отметить, что размер обеспечения банковской гарантии должен быть указан в аукционной документации, как, соответственно, и срок.
Необходимо понимать, что закон позволяет, при выполнении части работ Подрядчиком и исполнении им условий государственного контракта, уменьшать размер банковской гарантии. Например, если банковская гарантия была взята на 10 млн. руб., то выполнение Подрядчиком работ по государственному контракту и принятие этих работ Заказчиком, ведет к тому, что Подрядчик вправе обратиться в банк, с тем, чтобы банк уменьшил размер банковской гарантии с 10 млн. до суммы, которая рассчитывается пропорционально выполненным работам.
Зачем это делается? Самый очевидный ответ - для того, чтобы уменьшить размер комиссии - вознаграждения банку за обслуживание по банковской гарантии. Зачастую эта комиссия достаточно существенна для Подрядчика. Зачем еще Подрядчику важно уменьшить размер банковской гарантии?
Не открою секрета, что банковская гарантия нужна также государственному Заказчику для удовлетворения его требования, допустим, по просрочке этапов работ, по некачественным работам и т.д. Так, в случае просрочки или брака, Заказчик вправе потребовать исполнения у банка, в соответствии с банковской гарантией. Т.о., Заказчик не обращается в суд, не получает решение суда о взыскании, а просто обращается в банк в претензионном порядке, и банк, соответственно, удовлетворяет или не удовлетворяет, его претензию, например, в случае, если претензия составлена неправильно. Если банк удовлетворяет – в бюджет Российской Федерации или в бюджет субъекта Российской Федерации перечисляются денежные средства с этой банковской гарантии. Здесь Подрядчик теряет, конечно же, свои деньги.
Так вот, уменьшение размера банковской гарантии на выполненные работы как раз таки и ведет к минимизации рисков со стороны подрядной организации, которая взялась выполнить проект. Такая история, как уменьшение банковской гарантии, достаточно распространена.
Банки зачастую отказывают в уменьшении размера банковской гарантии по любым формальным основаниям. Почему? Потому что кредитной организации выгодно, чтобы размер ее комиссии не изменялся в сторону уменьшения.
Практика показывает, что Заказчику также выгодно, чтобы размер банковской гарантии был фиксирован на весь срок контракта. Но это не выгодно, конечно, Подрядчику. Поэтому возникает спор. Таких споров достаточно много.
В основном, это не судебные споры, а споры, связанные с урегулированием таких претензий на уровне переговорной позиции Заказчика, Подрядчика и банка. Но доходит и до судов. И суды зачастую встают на сторону Подрядчика. Почему? Потому что это его право, и в случае, если работы были выполнены своевременно и сданы Заказчику, то права изменения размера банковской гарантии лишить Подрядчика никто не может. Даже по формальным основаниям. Возникает такие вопросы достаточно часто, и практика разрешения таких споров весьма обширна.
Отвечу на Ваши вопросы по электронной почте info@sertas.ru или в ФБ.