Найти тему
ПРАЗДЬНЪ В ТРАДИЦИИ

СОЛНЦЕВОРОТ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА и НОВОЛЕТИЕ

Канун Новолетия по лунно-солнечному кругу

2020/2021 — 13-16 января 2021. Новолетие – 16 января 2021.

Солнечное Новолетие является древнейшим и относится к доаграрному, охотничье-собирательному периоду. Людей, в основном, кормила своими дарами Мать-Природа и её пробуждение начиналось с возрождения Солнца после зимнего солнцестояния.

Одновременно с развитием аграрного комплекса потребовался более точный отсчет времени, и новым календарем стали лунные фазы. Каждое новолуние позволяло вести отсчет месяцев, оставшихся до "встречи" зимы и весны, весеннего равноденствия, начала сельхозработ. Первым месяцем, с которого начинался год, у разных народов по принятой традиции было зимнее или весеннее Новолуние. За истекшее тысячелетие переносы встречи "Новаго Лета" с марта на осень, а затем и на зиму смешали обрядность праздников и многие ритуалы перемещались и подстраивались к новым календарям. Однако первое Новолуние после значимых солнечных событий сохранилось во множестве ритуалов. К таким относится и декабрьско-январское Новолетие.

Как заключительный этап всего святочного периода, выход из "кривого" времени состоит из трех последовательных взаимосвязанных элементов, следующих после Зимнего Солнцестояния – Коляды. Безлунная фаза (Новолуние), появление Новца и Водосветие (Водосвятие). Так называемые "страшные вечера" (одна неделя) в далеком прошлом относились только к фазе, когда ночное светило погружалось во тьму после возрождения Солнца. Последующее деление святочного периода на две, а то и на три части явилось результатом объединения народной культуры с церковной и светской.. Как отметила Ивлева Л. М., "Здесь, вероятно, мы имеем дело прежде всего с попыткой объяснить святки в целом как соединение христианской идеи с дохристианскими представлениями, с попыткой зрительно выявить этот культурный шов" (1). Например, в Прикамье завершение Святок иногда связывали с днем св. Татьяны (12/25 января): "В Миколин день Цветтё начинается, кончается в Крешшенские Таньки, все Цветтё тогды быват" (Черных А. В.: 2).

По своей обрядности и очистительно-обережным функциям зимние безлунные ночи, предшествующие появлению Новца после зимнего солнцестояния, идентичны "Страстному четвергу", или кануну весеннего Новолетия. В некоторых регионах они были приурочены к Васильеву вечеру (31 декабря/1 января в старом стиле). "Въ Тульской губерніи есть преданіе, что на Васильевъ вечеръ вѣдьмы скрадываютъ мѣсяцъ, изъ опасенія, чтобы онъ не освѣщалъ ихъ ночныхъ прогулокъ съ нечистыми духами" (Сахаров И. П.: 3)". При этом этнограф отмечает, что "Солоноворот", когда "солнце поворачиваетъ на лѣто, а зима на морозъ", происходит раньше, - 12 декабря (в старом стиле). Из этого примера видим и начало разгула "нечистой силы" — убывающая Луна после зимнего солнцестояния и особенно — последняя неделя.

-2

Канун новолетия, безлуние — время Велеса. Он открывает "святочный" период до солнцестояния и закрывает его после. Ритуалы, идентичные великочетверговым, направляются на защиту жилья, домочадцев и домашней скотины от проникновения сил, могущих нанести вред живому. Обережные символы, знаки, используются наравне с активными апотропеическими действиями. "В Ночь подъ Новый годъ безчисленные сонмы бѣсовъ выходятъ изъ преисподней и свободно расхаживаютъ по землѣ, пугая весь крещеный народъ. Начиная съ этой ночи, вплоть до кануна Богоявленья, нечистая сила невозбранно устраиваетъ пакости православному люду…" (Максимов С. В.: 4).

В Воронежской губернии под Новый год (31 декабря / 1 января в старом стиле или 13/14 января в современном), считавшийся вторым скотным праздником (первый — День Велеса, перед Масленицей), ещё в 1861 году исполнялся обряд "моления о скоте": "Утром этого дня приготовляют костер, вокруг него расставляются несколько снопов разного хлеба и сгоняют к ним всю скотину; потом зажегши костер, обходят кругом его до трех раз: мальчик с иконою, за ним пожилой крестьянин с св[ятою] водою, которую кропит скот, далее среди толпы народа, крестьянин в вывороченном на изнанку тулупе и в заключение старый крестьянин с топором в руках. Обошедши костер, процессия останавливается; крестьянин с топором выходит вперед и бросает его чрез скот в костер. Этим оканчивается обряд…"(Селиванов А. И.: "Очерки поверий…": 5).

-3

Если не считать икону, привнесенную в период двоеверия, перед нами — древний ритуал постановки обережного круга с обращением к Велесу и всем стихиям. Такой-же обряд, описанный Максимовым С. В. (4), — с топором, тулупом, водой и огнем, в Орловской губернии был приурочен к Крещению (6 января в старом стиле или 19 — в современном). Идентичный обряд проводится в Белгородской обрасти после Водосвятия, где животных в круге дополнительно кропят освященной водой (6). Этот разброс дат объясняется "плавающим" новомесячьем. В разных местностях традиция двоеверия прикрепила их к разным церковным датам. Сакральная связь с лунной фазой исчезла.

Такой же разброс произошел с очистительными ритуалами, обильным застольем-щедровками, гаданиями, "голодной кутьёй". Эта вторая кутья — "прощальная", последнее угощение для предков, возвращающихся в Навь после Святок, перед появлением серпа Нового Лета – 16 января 2021 года.

... Начало Нового Года каждый может считать по любому календарю (светскому - 31 декабря/1 января); солнечному (21-27 декабря), лунному (15/16 января), церковному (13/14 января) - всё для 2020-2021 гг.. Но важно закончить личный переход через сакральный мост, перекинутый из прошлого. Войти в будущее обновленным.

О Новолетии в продолжении.

©В.К.

По материалам книги - обзора славяно-русских народных праздников: © Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"

1. Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. — СПб, РАН, Российский институт истории искусств, 1994

2. Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ — середины ХХ века. Часть II. Зима. — Пермь, 2007

3. Сахаров И. П. Сказанiя Русскаго народа. Народный дневникъ. Праздники и обычаи. — СПб., изд. А.С.Суворина, 1885

4. Максимов С. В. Нечистая, невѣдомая и крестная сила. — СПб., 1903

5. Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской губернии. Сост. Г. Н. Мокшина. — Воронеж, "Истоки", 2013

6. Наука. Искусство. Культура. 2016, №1(9). Народная художественная культура. - Белгород, БГИИК, 2015
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм

#праздник #святки #новыйгод #новолетие #язычество #солнцеворот #страшныйвечер #щедрец #щедрыйвечер #новолуние