Найти тему

Дети и порядок в доме. Шпаргалки для родителей

Оглавление

Всем хочется гармонии в доме, а не хаоса. Не только перед праздниками, но и в повседневной жизни. Согласитесь, неприятно всюду наступать на игрушки, карандаши и тетрадки. Искать место на столе для тарелки или чашки. Разгребать рабочий стол от разных безделушек, чтобы заняться с ребенком рисованием, лепкой или уроками.

Два подхода: творческий беспорядок VS все по местам

С определенного момента (когда ребенок достигает самостоятельности в играх) эти два подхода настолько расходятся, что вызывают серьезную полемику даже в среде маститых педагогов. Но мы рискнем, разберем эти два подхода и предложим свою шпаргалку на эту тему. А вы уж решайте, кто прав и можно ли примирить «спорщиков».

Вначале рассмотрим возрастные особенности ребенка.

Изображение PublicDomainPictures с сайта Pixabay
Изображение PublicDomainPictures с сайта Pixabay

Ребенок до годика — полутора лет

В это время малыш требует максимум безопасности и чистоты. Вы убираетесь, моете и чистите игрушки. Уборка безапелляционно проводится довольно тщательно: перебираются, моются и чистятся игрушки; уличные и домашние разводятся по углам, а пыль и влага отслеживаются чуть ли не с микроскопом. В связи с этим игрушек мало, они соответствуют возрасту и меняются, когда приходят в негодность. И это не зависит от того, аккуратисты родители или нет. Это вопрос выживания.

Изображение Julie Rose с сайта Pixabay
Изображение Julie Rose с сайта Pixabay

Ребенок от полутора лет

Ваш малыш подрастает, у него появляется целая гора игрушек и деталей от них, а родительская требовательность к порядку постепенно уменьшается. Подрастая, ваш малыш привыкает к тому, что мама и папа уже не так щепетильны и пугливы, и быстро завоевывает всё домашнее пространство своим «игрушечным» миром.

Два подхода в организации и уборке детского пространства

Подход 1. Не вмешиваться в детское пространство

Это первый подход, мы думаем, что он справедлив.

Плюсы подхода. Ребенок — полноправный владелец своего игрового уголка. Да и кому понравиться, если кто-то начнет копаться в ваших вещах? Так и ребенку может показаться несправедливым тяга родителей по наведению в его игрушках «порядка».

Минусы. И всё же мы живем вместе. Если не на собственных вещах, то как еще научить детей уважать принципы общежития, законы эстетики и чистоты в доме? К тому же детское пространство — это прекрасное место для обучения планированию, проектированию, навыкам самоорганизации. А это уже вклад в будущее вашего малыша.

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay
Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

Подход 2. Навести порядок и требовать от ребенка его поддерживать

Это второй подход. То есть убираемся и приучаем таким образом к уборке. Но здесь, при таком подходе, важно, чтобы ребенок непременно рос в условиях чистоты и порядка. У него должна сформироваться привычка жить в такой атмосфере. Затем он сам будет стремиться к этому, а в условиях беспорядка и хаоса чувствовать дискомфорт. Как-то мы опубликовали обзор книги с таким подходом — «лишние» игрушки предлагалось попросту выбрасывать по законам минимализма.

Плюсы подхода. Ребенок растет в условиях чистоты и порядка в дальнейшем у него формируется привычка к порядку. Ребенку и в самом деле не нужно много. У него даже нет столько памяти, чтобы охватить всё то многообразие игрушек и предметов для досуга, которое накапливается в доме. Если есть кладовка, то две трети игрушек спокойно может «жить» там, и ребенок, возможно, даже не заметит перемены.

Минусы. Есть одно НО! Свято место пусто не бывает. С таким подходом вы сами забудете, что было у ребенка в игровом арсенале, и пространство быстро заполнится новыми роботами, машинками, куклами и плюшевыми игрушками.

Как видите, есть равноценные за и против. Так можно ли навести порядок в детском уголке? И есть ли у вас в доме такой уголок? В следующей статье мы расскажем о третьем, предлагаемом нами подходе.

Ещё больше новостей про книжный мир здесь в нашем телеграм https://t.me/knigaoknige.