Многие родители задаются вопросом, какую форму обучения лучше выбрать для ребенка с ОВЗ. Я считаю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Здесь очень многое зависит в первую очередь от диагноза ребенка, степени его самостоятельности и уровня социализации.
На мой взгляд, надомную форму обучение стоит выбирать только в тех случаях, когда по состоянию здоровья ребенка водить его в школу нет совсем никакой возможности. Во всех остальных случаях стоит выбрать очную либо очно-заочную форму с регулярным (хотя бы 2-3 раза в неделю посещением школы). Потому что вне зависимости от диагноза для всех детей очень важна социализация. И, социализация в школе будет отличаться от социализации на дворовых площадках, развлекательных центрах, кружках и тд. Потому что в школе, помимо общения с ровесниками, ребенок учится дисциплине, правилам поведения в устоявшимся коллективе, учится общаться не только с детьми, но и со взрослыми педагогами, соблюдая субординацию и тд. Короче говоря, школа - это совершенно особый социум, который сложно, а точнее невозможно заменить прогулками и посещениями центров и кружков развивающе-развлекательного характера. Конечно, это мое личное мнение, кто-то может с ним и не согласится. Но, я знаю это на своем, собственном опыте.
В предыдущих статьях я уже писала о том, что мне была не судьба родится здоровым и полноценным членом общества. (начало истории здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5fd36e8ca03fdc2c896b83b1/jdali-zdorovogo-rebenka-a-rodilas-ia-5fd374020b82510af5ce9992 ) Так вот, несмотря на кучу моих диагнозов, к 7 годам, родители наивно полагали отдать меня в обычную районную школу, под окнами нашего дома. Поскольку ментальных нарушений и проблем с походкой у меня не было, меня без проблем зачислили в 1 класс, а дальше - начались приключения...
Как можно догадаться, детишки в 1 классе меня не приняли. Точнее не совсем и не все. Была одна девочка, которая нормально ко мне относилась и общалась, звали ее Катя, но она была одна из класса в 29 человек! Большинство остальных ребят меня просто "игнорили", но это еще ничего, среди них была одна девочка - Лиза, которая была моей соседкой по лестничной клетки, так вот она откровенно высмеивала меня и подстрекала других девчонок к этому. Сейчас я думаю, что ей возможно было неуютно жить на одном этаже со мной, может быть она боялась что ребята, игнорящие меня, сочтут наше соседство поводом и для того, чтобы ее не брать в компанию, поэтому всем видом и всеми действиями, Лиза пыталась показать какая я тупая, больная дура и тд.
Если честно, я не обижалась на Лизу, я прекрасно понимала ее, и всех других детей, я видела разницу между нами и к своим 7 годам уже в полной мере понимала, что я не такая как все, я прекрасно знала значение слово инвалид, а еще, я знала что для таких как я есть отдельные школы. Знала я это от ребят, с которыми летом отдыхала на социальных дачах. Была в те годы в Москве такая практика, сдавать за мизерную плату социальные домики на лето семьям с детьми-инвалидами. Наша семья тоже пользовалась этой льготой. И, в мои школьные годы, летом - было для меня единственной радостью, потому что именно летом я попадала в "свой" коллектив, где было много мальчишек и девчонок, имеющих проблемы со здоровьем похожие на мои. Они рассказывали мне, что в Москве есть школы где все ученики такие, поэтому никто никого не дразнит. Но, увы, эти школы были от нас далеко, машины в семье не было, мама и папа работали, а бабушка, с которой меня оставляли была категорически против идеи куда-либо меня возить.
Помимо проблем с одноклассниками, у меня был ослабленный иммунитет, так что я очень часто болела и из-за этого, в скором времени была переведена на надомное обучение, то есть в определенные дни ко мне домой приходили учителя по всем предметам. И так до 11 класса
На самом деле в надомном обучении есть и плюсы - учитель занимается с тобой индивидуально, ты не отвлекаешься, ты всегда готовишься к урокам, потому что знаешь, что тебя гарантированно спросят на каждом уроке, ты не стесняешься спросить то, что тебе не ясно - потому что вас в комнате двое - ты и учитель и стеснятся некого. Наверное поэтому я училась на отлично и закончила школу с медалью.
Но, лично для меня, огромным минусом была изоляция. От лето до лета, от одной поездке на социальные дачи до следующий я была абсолютно оторвана от коллектива. Конечно после уроков бабушка выводила меня гулять, но на площадки мы ходили редко - так как риск подцепить осложнение в случае заражения инфекцией все еще был, хоть и не такой уже критичный как в первые годы жизни, но тем не менее, в социум меня водили только по необходимости, а прогулки, увы, такой необходимостью не считались. Да, и если честно, сама я не очень "рвалась" к общению с ребятами на дворовых площадках, потому как искренне считала что я и здоровые дети - люди абсолютно с разных планет и ничего общего у нас быть не может )))
Когда мне было лет 10 и мое здоровье более-менее укрепилось, родители предприняли попытку все же отдать меня в коллектив - на кружек по пению, а позже в музыкальную школу. Но саму меня данная идея не радовала, ведь и эта музыкальная школа была для здоровых, а я была с другой планеты. И тут почти повторилась история обычной школы. Нет, меня не дразнили (а может и дразнили, но я не замечала), но игнорировали...
Сейчас конечно ситуация в обществе иная, сейчас все же есть инклюзия (правда не везде, и она она еще в зачаточном состоянии), но тогда, в 90-е, ее не было вообще, от слова совсем и поэтому особым деткам в обычных школах было учится не просто... Помню, у меня была учительница по фортепьяно, которая говорила мне "Не балуйся, не качай рукой". Не знаю почему, но даже она, взрослая 40-летняя женщина не понимала что я не баловалась, просто мои руки самопроизвольно время-от времени вздрагивали, увы, я не могла контролировать этот процесс. Бабушка, которая водила меня почему-то не объясняла педагогом такие нюансы моего здоровья, ей нравилась что "внешне мое ДЦП почти не заветно" - это было ее искреннее мнение, хотя на мой взгляд оно не соответствовало действительности...
Ох... хотя я, конечно никого не осуждаю... Случись я на их месте и еще не понятно как бы я сама себя повела... А со мной в итоге все равно все нормально - выучилась, устроилась на работу, вышла замуж, ребенка родила...
Но, от надомного обучения и этой моральной изоляции длинной в 15 лет жизни конечно мне до сих пор не приятно. И лично я, никогда бы не посоветовала отдать ребенка с сохранным интеллектом на надомное обучение, а посоветовала бы родителям приложить максимум усилий, чтобы найти школу, в которой ребенку было бы доступно обучение и в плане нагрузки, и в плане освоения материала и в плане общения в коллективе. Сейчас при многообразии учебных заведений (во всяком случае в Москве) это вполне реально.
Всех Вам благ!