16 декабря в Алтайском государственном университете состоялась международная презентация итогов деятельности Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай»
Ia-centr.ru побеседовал с президентом Алтайского государственного университета (АлтГу) Сергеем Землюковым о Большом Алтае и влиянии, которое регион оказал на складывание тюркской цивилизации.
– Расскажите о регионе Большого Алтая, что стоит за самим понятием? Это исторический термин или уже современный?
– Большой Алтай – сегодня научно и практически конструктивное понятие, которое охватывает макрорегион, включающий приграничные территории России, Казахстана, Китая и Монголии.
Само определение «Большой Алтай» сконструировано современной наукой, мы не встречаем его в письменных исторических источниках.
Однако для такого определения существуют весомые обоснования:
1. Особая историческая и культурно-цивилизационная роль региона в Евразийском пространстве;
2. Признание за регионом важной роли центра зарождения тюркских народов и формирования тюрко-монгольского мира.
Исходя из принципов цивилизационного подхода, регион Большого Алтая характеризуют прежде всего общие исторические корни народов региона, единство происхождения, территории, языка, материальной и духовной культуры.
Для тюрок была характерна иерархичная структура общества, встречающаяся и в последующие столетия. Основу мировоззрения тюрок составляло тенгрианство, связанное с культом неба и также сохранившее значение и после ухода тюрок с политической арены Центральной Азии.
– А есть ли у топонима «Большой Алтай» географические границы? Как они менялись исторически?
– «Большой Алтай» географически охватывает территорию Алтайской горной системы. Границы региона с ходом истории, конечно, менялись.
Если формирование тюркской цивилизации мы относим к VI – VII вв., то уже в VIII в. этот регион вошел в состав тюркских каганатов и границы государства были значительно расширены, прежде всего, на запад и доходили до Каспийского моря.
В IX–X в. в рамках некогда единой тюркской общности формируются будущие тюркские народности, что вновь приводит к изменению границ.
В XIII–XVI вв. регион был включен в сферу влияния монгольского общества и формирования тюрко-монгольского мира.
В позднее средневековье территория Большого Алтая вошла в состав централизованных империй: Цинской и Российской, что обусловило определение новых историко-политических границ Большого Алтая.
XX в. внес свои коррективы в определение границ: топоним включал в себя географический Алтай и ряд близлежащих территорий СССР (южный Алтай, Тарбагатай и др.).
В 90-е гг. после распада Советского Союза были сформированы современные границы «Большого Алтая», регион стал выступать как важный трансграничный узел с новыми возможностями межгосударственного и межрегионального взаимодействия, приграничной интеграции и сотрудничества.
– Есть ли у региона «языковые» границы?
– Территория Большого Алтая – крупнейший полиэтничный регион, где проживают более 200 национальностей, в том числе, славянские и тюркские народы, монголы, финно-угры и др. Каждый из которых сохраняет свою языковую принадлежность.
Поэтому, определить «языковые» границы Большого Алтая достаточно сложно. Если говорить только о тюркских народах региона, то здесь есть лингвистическое единство, так как тюрки Большого Алтая говорят на языках тюркской языковой семьи.
– Чем различны и схожи народы, которые сегодня проживают на территории Большого Алтая в России и в других странах?
– Общие черты у тюркских народов разных регионов, прежде всего, обусловлены идентификацией себя как части единой тюркской общности.
Однако сегодня, как в силу особенностей исторического развития, так и современных процессов в тюркском мире, мы можем говорить и о наличии существенных различий между народами, проживающими в разных регионах и странах.
Локальные культуры тюркских народов обладают разной спецификой – различия в структуре хозяйства, материальной культуре, народных верованиях, степени проявления мировых религий (буддизма, ислама, христианства) и т.п.
Появление этих особенностей связано с адаптацией тюркских этнических групп к конкретным природно-климатическим условиям территории проживания, с фактором влияния мировых религий, этнокультурными контактами, интенсивностью социально-экономических и политических процессов в этой части континента и некоторыми другими параметрами.