Некоторое время назад я делала материал с совладельцем «Мойчай.ру» Алексеем Беляковым про их чайные клубы. И буквально поверхностно мы затронули вопросы франшизы. Уже во время интервью я поняла — ребята действительно любят то, что они делают. И это не слова. Позже мы договорились сделать отдельный материал про франчайзинг — является ли это универсальной волшебной таблеткой для тех, кто хочет сделать «бабки»? На эту тему я пообщалась с совладельцем «Мойчай.ру» Павлом Сафрошкиным.
— Павел, бизнес по франшизе — популярная тенденция! Как думаете, в связи с чем?
Бизнес в современном мире — трудовая свобода, доступная для каждого. Сейчас популярно быть свободным, это очень логично и правильно. Самое сложное и дорогое в бизнесе — опыт, положительный стоит еще дороже. Франшиза — возможность купить чужой положительный опыт и применить его для получения собственной прибыли. Франшиза может быть как первым шагом от наемной работы, так и вполне осознанной бизнес стратегией с меньшими рисками по сравнению с собственным стартапом.
— Но среди бизнеса популярен плагиат. Так зачем приобретать франшизу, если можно скопировать?
Если вашу франшизу легко скопировать, то вы делаете неправильную франшизу. Тут стоит погрузиться в тему и начнем с общего. Бизнесы или франшизы по простой перепродаже чего-либо отошли в прошлое или в инфо бизнес. Модно подстриженные инфобизнесмены, обещающие успех всем и каждому, кто купит у них курс или франшизу по перепродаже вещей с Алиэкспресс- единственные, кто на этом бизнесе заработает. Именно наличие огромного количества псевдо-гуру, как следствие отсутствия широкого распространения настоящего бизнес образования, сформировало неправильное отношение к франшизам. Возникает логичный вопрос: если не перепродавать, то чем заниматься? Мы отвечаем на этот вопрос так: нужно заниматься производством и продажей любимого продукта и контролировать все стадии производства, исключая все промежуточные звенья, стараясь сделать его лучшим на рынке. Поэтому, чтобы сплагиатить нашу франшизу нужно сплагиатить весь процесс производства от: 1) поиска и выбора лучшего сырья; 2) его приобретения на лучших условиях; 3) транспортировки сырья на производство; 4) организации производства на нескольких заводах в Китае с самыми лучшими технологами, чтобы обеспечить максимально широкий ассортимент продукции; 5) разработки дизайна и упаковки; 6) доставки из Китая с оформлением всех необходимых документов; и наконец, 7) проведение всех необходимых исследований и получения сертификатов и деклараций безопасности и соответствия. Ура! Наш уникальный товар на складе и это только меньшая часть его пути, далее следует самое интересное– организация бизнес-процессов и дистрибуция.
— Ваша франшиза – жестко регламентированная или дает право на некую индивидуальность?
Регламент —основа основ успешного франчайзи бизнеса. Для достижения результата, схожего с материнской компанией, необходимо повторить все бизнес-процессы и условия, а также продукцию, иначе возникает бесконечное количество рисков, прежде всего, для нашего партнера и возврата его инвестиций. Проект должен полностью соответствовать вывеске, иначе зачем тогда покупать франшизу? В нашей экосистеме все реализовано таким образом, чтобы каждый наш партнер имел конкретные инструменты для достижения результата, мы на специальных тренингах и стажировках передаем эти бизнес-инструменты в руки нашим будущим партнерам и следим за их применением. Индивидуальность также присутствует в части ведения региональных социальных сетей и организации коллаборативных мероприятий. Такая политика является оптимальным балансом: с одной стороны максимально защищает от финансовых рисков, с другой предоставляет простор для творчества и самореализации.