Найти тему
Открытый Город

Китеж-на-Мокрушах

Один из уголков Петроградской стороны за слякотность и «водянистость» прозвали «Мокрушами». Эта одна из самых низменных территорий Петербурга постоянно становилась жертвой наводнений, и маломальское строительство здесь дышало на ладан. С другой стороны, благодаря такому положению, к началу XX века, когда столица Российской империи испытывала «строительный бум», здешние обширные «пустопорожние места» способствовали осуществлению наполеоновских планов. Одна из таких территорий – исчезнувший к нашему времени с карты города Ватный остров, который сотню лет тому назад мог украситься громадным спортивным сооружением.

Полным ходом шла Первая мировая война, а в Петрограде думали о будущем – обсуждали проблему строительства стадиона на Ватном острове. В феврале 1915 года на заседании Петроградского общества архитекторов зодчий М.И. Рабинович (Рославлев) высказался по этому поводу так: «Лишь государство, которое обеспечит своё подрастающее поколение рациональным физическим развитием, может рассчитывать на рост своих богатств – не только физических, но и духовных, и вместе с тем материальных. Теперь, в годину тяжёлых испытаний, выпавших на долю нашей родины, особенно сильно должна ощущаться потребность увидеть здорового, гибкого, закалённого и бодрого русского человека».

-2

Проект стадиона был разработан в 1914–1915 годы архитекторами В.А. Покровским и И.С. Китнером. Предполагаемая стройплощадка находилась в непосредственной близости от центральной акватории Невы. Это обширное водное пространство, раскинувшееся перед ансамблем Стрелки Васильевского острова, является, по словам Б.М. Кирикова, «поистине главной площадью города», и воспринимается «как многоликий и разнообразный ансамбль с умело организованными визуальными взаимосвязями, чёткими осями и эффектными перспективами».

-3

В связи с такой географией стройки, ключевое значение приобретала архитектура этого крупного спортивного сооружения. Что же предложили проектировщики? В.А. Покровский, отвечавший в архитектурном дуэте за обработку фасадов, разъяснял коллегам на заседании Петроградского общества архитекторов, что «он трактовал эту постройку в русском национальном стиле по тому соображению, что проектируемый стадион будет первым в России и явится всероссийским звеном в общей цепи европейских стадионов, которые уже воздвигнуты и будут воздвигаться спортивным миром». Таким образом, вполне объяснимо, что здание должно иметь узнаваемый «русский» облик, явственно выделяющий стадион из общего ряда «национальных» стадионов других стран. Поэтому стадион на Ватном острове и был спроектирован в «эпически-монументальных формах “неорусского стиля”», при этом «авторов, очевидно, ничуть не смущало то обстоятельство, что задуманный ими “неорусский” городок, решённый в традициях древних “палатных строений”, должен был расположиться в самом центре классического Петербурга, по соседству с ансамблем Биржи на Стрелке Васильевского острова», - отмечает В.Г. Лисовский.

Вопрос о стиле оформления фасадов масштабного здания вызвал на заседании Петроградского общества архитекторов острую полемику. В.Н. Пясецкий поддержал В.А. Покровского в выборе стиля: «В истории Петербурга теперь совершается перелом, он становится Петроградом. Это обстоятельство… нельзя отметить лучше, как сооружением в центре столицы народного здания в самобытном русском стиле». С.С. Серафимов предлагал другой путь наделения стадиона «русским лицом»: «Можно придать постройке национальный характер и не прибегая к допетровскому стилю: нарышкинский стиль, применявшийся Растрелли в Москве, и петербургский empire – безусловно, русские национальные стили, ибо нигде в Европе таких построек не имеется; облик Петрограда останется русским и без искусственного насаждения в нём допетровского строительства».

Звучали и другие мнения, в частности, архитектор Д.А. Крыжановский был и вовсе против любого строительства на этом месте: «При крайней бедности Петрограда садами нет оснований освобождающееся почти в центре города место застраивать новыми каменными сооружениями, тем более что занятие спортом требует более чистого воздуха на лоне природы». Как бы то ни было, в результате стадион на Ватном острове так и не был построен, важнейшей причиной чего, очевидно, всё же нужно считать затянувшуюся Первую мировую войну и развернувшиеся вскоре революционные события. но не следует исключать и художественные соображения отказа от строительства. Приведём мнение, высказанное архитектором Н.Л. Марковым относительно этого стадиона, но по сути относящееся к проблеме взаимодействия допетровской русской архитектуры с классицистическим городом в целом: «Хотя идея национальной архитектуры – вещь хорошая, но нельзя забывать, что Петроград носит настолько определённую физиономию и так богат красивыми зданиями, что вряд ли в нём уместен допетровский стиль».

«А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей» – гласит предание о невидимом граде Китеже. Как знать, может, кто-либо из вас, проходя на закате через Биржевой мост на Петроградскую сторону, и видел в невских водах отражение несбывшегося стадиона, эфемерного северного Китежа-на-Мокрушах…

Автор статьи: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».