Найти в Дзене
ШТУРМГВАРДИЯ

ССК "Звезда" получила лицензию на строительство атомных ледоколов проекта 10510 "Лидер". Сможет ли она реализовать этот проект.

Некоторые соображения в связи с реализацией проекта строительства атомных ледоколов проекта "Лидер"

Судостроительный комплекс «Звезда» (Большой Камень, Приморский край) получил лицензию на строительство атомоходов в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами. Об этом сообщила пресс-служба ПАО «НК «Роснефть». Верфь прошла проверки Межрегионального территориального управления по Сибири и Дальнему Востоку Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В принципе никаких сомнений в том что лицензия будет выдана ни у кого и не было. ССК " Звезда" является наисовременнейшим предприятием в котором заложен чудовищный потенциал для строительства именно крупнотоннажных судов в том числе ледового класса и, как известно, в июне этого года на верфи СК "Звезда" уже началась резка деталей корпуса для первого атомного ледокола "Россия" проекта "Лидер". Всего в рамках проекта 10510 предполагается построить три корабля. Ввод первого судна в эксплуатацию запланирован уже в 2027 году. Сам контракт на строительство ледокола был подписан еще в апреле этого года. Госзаказчиком выступил "Росатом", застройщиком - ФГУП "Атомфлот", исполнителем - ООО "ССК "Звезда" . Разработку проекта судна осуществляет ЦКБ "Айсберг" из Санкт-Перербурга. Сумма контракта на строительство атомного ледокола "Россия" составила 127,576 млрд рублей. Отмечу, что проект целиком финансируется из бюджета.

Вообще сам проект потрясает. Никто в мире никогда не строил ничего подобного и , что характерно, даже не планирует! Давайте оценим спроектированные параметры нашего атомного богатыря:

Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина - 47 метров, осадка - 13 метров, водоизмещение - почти 70,000 тонн. Ледокол "Россия" будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт (самые мощные на сегодняшний день в мире российские атомные ледоколы имеют суммарную мощность энергоустановок в 60 МВт), что позволит судну преодолевать льды толщиной более четырех метров со скоростью два узла. При толщине льда два метра скорость ледокола составит до 12 узлов. Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около пятидесяти метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тыс. тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров по Северному морскому пути.

Теперь о возможных проблемах. Сразу скажу - это мое личное мнение основанное на соображениях здравого смысла. Изначально предполагалось, что строительство атомных ледоколов проекта " Лидер" будет осуществляться совместно ООО "ССК "Звезда" и "Объединенной судостроительной корпорацией" (ОСК). До сих пор именно ОСК осуществляло строительство атомного ледокольного флота в нашей стране. Совершенно очевидно, что реализация такой масштабной, не имеющей аналога в мире задачи требует определенных компетенций, которые нарабатываются годами и шлифуются во время практической реализации соответствующих проектов. Совсем недавно произошел инцидент, когда во время ходовых испытаний атомного ледокола проекта 22220 "Арктика" построенного ОСК сгорел один из гребных электродвигателей. И хотя основная версия аварии - заводской брак, это подчеркивает с какими трудностями приходится сталкиваться ОСК. И это , повторяю, уже при наличии опыта строительства атомных ледоколов. А ССК " Звезда" вообще никогда еще не строила ничего подобного. Примерно о том же говорил еще 12 сентября 2018 года на ВЭФ в г Владивостоке глава Росатома А. Лихачев. По его словам:

- на сегодняшний день готовой верфи, обладающей необходимыми компетенциями ни в России, ни в мире нет вообще;

-для ледокола Лидер ни одно предприятие необходимыми компетенциями и мощностями не обладает. При этом строить ледокол необходимо в России и добиться выхода на 100% или почти 100% локализации;

- СК Звезда имеет большой потенциал к развитию, в том числе по компетенциям для получения этого заказа. Но должна быть достигнута достаточно большая кооперация внутри страны, трудно кому-то будет вытянуть в одиночку этот проект. За Балтийским заводом, например, также стоит мощнейшая в финансовом отношении компания (ОСК), надеемся, что главная цель - уложиться в сроки, в стоимость данного проекта.

А ведь ледоколы типа Лидер проекта 10510 - ледоколы смешанного использования. Они могут использоваться как гражданские суда, но имеют вспомогательную опцию. На ледоколе могут устанавливаться контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением, в том числе с Калибрами, и тогда гражданский ледокол становится военным кораблем с высокой боевой мощью. То есть речь идет еще и о возможности качественного усиления военного потенциала России в Арктике. Уместно ли в такой ситуации тянуть все одеяло на себя, рискуя сроками и качеством реализации важнейшего проекта?

Я не знаю в чем причина отказа Роснефти сотрудничать с ОСК, надеюсь дело не в элементарном нежелание делиться бюджетными средствами на строительство "России". Очень хочется, что бы этот грандиозный проект был реализован в срок, но мне представляется, что самостоятельно, не имея вообще никакого опыта строительства атомных ледоколов ССК "Звезде" это сделать будет очень сложно. Искренне буду рад если ошибаюсь.