Уровни человека
В каждом из нас есть три человека – это внешний и средний человек, и почти утраченный внутренний религиозный нравственно-трудовой человек . Но возможен ещё и четвёртый – у избранных, внутренний духовный человек. Тогда как мы пока только званные. Дай Бог удержаться в этом разряде людей Божиих. Прежде всего советское время всё делало, чтобы внутренний человек был уничтожен. И это почти удалось.
Внешний
Так 25 лет постсоветского периода были направлены на формирование внешнего человека, в котором наряду с сильными и нужными качествами – образованностью, дисциплиной и организованностью – всегда присутствуют худшие и худые черты эгоизма. Внешний человек живёт самоутверждением, успешностью, соревнованием за место под солнцем. Вместе с этим его падший человек живёт плотяностью, чувственностью, человекоугодием, саможалением и земностью. Точно так же игра на этих свойствах падшей натуры, которую производили общественные и экономические потрясения последних десятилетий, сопровождаемые теле- и интернет - зрелищами, информационной войной и новостями, - расчетверили народ в стране:
- Неуспешные и малодушные ушли в пьянство и в разряд бомжей. В результате много из них умерло.
Суетливые и с претензиями обманулись на малом бизнесе и переживают или доживают жизненную катастрофу.
Те, кто выжил за счёт кредитов, заняли разные ниши и слои общественного устройства от исполнительных до властных структур.
Те, кто проявились в сильных и нужных качествах внешнего человека (их три выше названных), сейчас так или иначе участвуют в позитивном развитии России.
Средний
Время для среднего человека, похоже только сейчас открывается. Средний человек – это деятельный человек разного масштаба,то есть душевный, с душевными дарованиями радушия, великодушия, общительности, весёлости, - и прикладной с его талантами и дарованиями, прикладными способностями.
Но среднему человеку не чужды самолюбие, честолюбие, самоугодие и увлечение миром с его земными и материальными ценностями. К тому же ему свойственны саомобольщение и поэтому его можно обмануть, как в советское время обманули коммунизмом и социализмом. Ему свойственно нечувствие совести, тем более религиозности, свойственна беспечность к судьбам собственным, близких и страны, к судьбам Церкви. То есть он живёт больше для собственной устроенности на земле.
И средний и внешний человек – это всё по своей природе несемейные люди. Семья есть. Но она у них больше занимает обслуживающее место. Обслуживает биологические и душевные потребности.
Куда идти
Нам же нужно восстанавливать в себе нравственно-трудового внутреннего человека.
Правда, в России время ещё не пришло для него. В целом в стране ещё нет для этого условий. И у подавляющего большинства людей нет осознания, что это нужно. Внешний и средний человек, какими мы все являемся, вполне достаточен сам в себе и отказываться от себя ради третьего – внутреннего нравственно-трудового религиозного человека - не собирается. И сам по себе и не соберётся. Потрясение нужно. Всей страны. Либо нравственное пробуждение. Но это у отдельных людей, единиц. У большинства нет для этого задела. Даже и в церковной жизни сегодня живёт внешний и средний человек.
протоиерей Анатолий Гармаев