«Правды ваши сочтите грехами, сочтите их не приобретением, а величайшим ущербом для себя. Эти правды, в желающих удержать их за собою, служат непреодолимым препятствием, к получению правды Божией».
Свт. Игнатий Брянчининов
Боль. Что болит? От чего болит душа? Семья рушится. Муж пьёт, сын наркоман, внуки зависимы от компьютера, кругом безнравственность и разлад. В чем причина? Что случилось с семьёй? С русским человеком? С православным христианином?
К нам приходит огромное количество вопросов с этой болью. Давайте разберемся, что же всё-таки произошло.
«Считай меня отречена» - говорили в Евангелии приглашаемые на брачный пир. Подобно им с началом революции 17-го года, из года в год деды и прадеды наши отрекались от Бога и от Церкви Его. А теперь в нынешних поколениях, в четвертом и пятом от них мы получаем то, о чем Господь с давних времен предупреждает народ Свой.
Первое отречение – от Бога
Оно не обязательно происходит у самого человека. Чаще всего отреклись от Бога в его роду раньше. Два, три поколения назад. Он всего лишь то четвёртое поколение, на котором сказывается Божье предупреждение: «Господь долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода» (Исх. 34, 5-8).
Милостивый, прощающий, когда каялись, наказывающий, когда вместо покаяния умножались самоутверждение и отречение от Бога, и свои "правды". Невиданные масштабы пьянства, которые разверзлись у нас в стране – это третье и четвёртое поколении от тех дедов, которые в революцию отказались от Бога. Хуже того – взрывали, закрывали и оскверняли храмы. Того хуже – физически уничтожали церковь: расстреливали верующих, священников, епископов, под корень вырезали монашество, ссылали в ссылки, концлагеря, заключали в тюрьмы. Другая часть народа, религиозно-инертные, в этих расправах не участвовали, но и с церковной жизнью легко расстались, либо из страха, либо хуже того – как за ненадобностью. И, наконец, немалая часть оказались совсем неверующими, составили многомиллионные массы атеистов.
В итоге – весь советский период – это три поколения воинствующего атеизма. Теперь, с опозданием на целое столетие, мы узнаём, что свои "правды", нераскаянные грехи рода передаются следующим поколениям, образуя и умножая падшее естество в человеке, и выходят в поведение, поступки и образ жизни. Об этом же говорит Господь, обличая фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши…(гробницы сегодня – это храмы и монастыри, которые строятся на средства богатых людей, богатых, но религиозных лишь чуть-чуть) да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира» (Лк. 11,47,50). Перед этим много сказав о лицемерном их поведении, здесь говорит о причине – нераскаянных грехах, и далее о возмездии.
Второе отречение – от призваний любви
Призвания любви - Бог, как Свой образ Божий, вложил в человека. Призвания сыновней любви, супружеской, родительской. Ими собирается семья. Ими семья возрастает в крепости, верности. Господь, сотворив человека, сказал: «В плоть едину». В «плоть», значит в семью. Когда несколько тысяч лет спустя Христос пришёл на землю, Он семьи и людей, вышедших из семей, стал собирать тоже воедино, но уже в тело. «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12,13). Теперь Церковь «есть Тело Его (Христа)» (Еф. 1,23). А люди Церкви призваны верою свыше «кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, сохранять единство духа» (Еф. 4,2-3), т. е. Церковь, тело Христово. Так как тело не от кровного, от духовного рождения. Так верных Богу Господь благословил в Тело Христово, а домашних – в семью – «плоть едину».
Что же дальше?
В советское время люди, захваченные вражьим духом безбожия, горящие из него же рождёнными энтузиазмом и героизмом, отрекались от семьи, от призваний, данных Богом, в пользу коммун, колхозов, предприятий, заводов и фабрик, в пользу общественно-полезного труда. И наконец, в пользу «счастливого детства» вне семьи в детсадах и школах и во внешкольных детских учреждениях, а в наше время в сотовых телефонах у всех детей и интернете. Самостоятельную ценность перед обществом и общественным сознанием семья утратила. Эту самостоятельную ценность она имела раньше перед Богом и в Церкви. Но ни Бога, ни Церкви у советских людей не стало – отреклись от них.
Вслед за ними отреклись и от того, что семью делает семьёй. Осталась семья как биологическое подкрепление и утеха для души. А красота семьи стала гаснуть в глазах людей. Потому что враг рода человеческого – диавол – ненавистник творений Бога и всего того, что высоко в глазах Божиих, так ведёт дело развития цивилизации на земле, чтобы второстепенное вышло вперёд, а главное потеряло бы своё значение. В итоге семьи в её первозданном образе не стало – отреклись от её свойств. Сохранилось только животное, да растительное в семье. А от собственно человеческих свойств семьи, тех, что Богом даны, от них постепенно отреклись.
Отречение третье – отречение от трудовой силы
«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) – сказал Господь Адаму. И тем положил заповедь труда. До этого сотворил Адама и Еву в «плоть едину», т. е. в семью и тем самым положил добывать хлеб не себе самому, но семье. Поэтому и отец приносит всё в семью, и мать делает для семьи, и дети, когда начинают зарабатывать, зарабатывают для семьи. Семья же в целом от своих прибытков часть даёт Церкви на её содержание и устроение, и часть даёт государству на строительство и содержание того, чем пользуются все. Этими добровольными или вкладами по согласованию держится суть труда, и дыхание трудовой силы. Неотрывна она от нравственной силы – она, трудовая, есть исполнение отцов, забота матери и благодарность сыновей. В человека положил её Бог для спасения. «Из светлого рая, да на трудную землю, - говорит пословица, и добавляет: «Потеряешь труд – всё в тебе пойдёт на разложение».
Деятельная сила
В наше время это нравственное богатство всё ушло в прошлое. Трудовая сила заменяется деятельной. В чём же разница? Деятельная придаёт жизненные силы талантам и способностям, душевным и интеллектуальным дарованиям. Если за трудовой силой стоит нравственная, то за деятельной у человека-грешника стоит тщеславие, гордость и самолюбие. Чтобы выбить человека из нравственного и трудового устроения на Западе враг рода человеческого вдохнул в человечество конкуренцию, а у нас в Советском Союзе ввёл социалистическое соревнование каждого с каждым, бригады с бригадой, предприятия с предприятием.Чтобы этого разложения не было в монастырях, всегда в них в древние времена всегда был труд, но не труд ради труда, и даже не для аскетики, а труд ради ближних, во исполнении заповеди о любви. И прп. Сергий Радонежский, когда трудился, то для братий. А не просто стройка ради стройки и огород ради огорода.
Сейчас все заменилось уже откровенно денежно-рыночными отношениями, в которых нет человека. Нет и его семьи. В человеке востребованы только таланты и способности, профессиональная квалификация, черты характера, такие, как организационные, дисциплинарные, коммуникативные. В таком обществе исчезает семья в той красоте, в какую её благословил Творец-Господь. Вместо нравственной красоты появляется чувственная влюблённость, а за нею биологические потребности, да душевность, повреждённая страстями и чувством собственничества друг ко другу, во глубине души легло в людях безбожие, самолюбие, при видимой религиозности или внешней церковности с обильной начитанностью книг святых отцов. В таком обществе существенное человека изгнано за пределы жизни – вера в Бога, трудовая сила, нравственные призвания, образующие семью и Отечество. Оставлен душевный человек с его деятельно-прикладными (таланты и способности) и деятельно-душевными движениями, из него, всё более воцаряясь над ним развивается внешний человек, с его образованностью (знаниями и интеллектуальными умениями), профессионализмом, организационной и дисциплинарной силами, развитыми у каждого в разную меру.
Потеря глубины
Свято место пусто не бывает. Если не стремиться к получению правды Божьей, то насаждаешь свои "правды". Выше мы сказали, что в отречениях человек оттуда, где отрёкся, своей жизненностью, т. е. желанием жить, поднимается ближе к внешнему в себе. Отрёкся от глубины в себе, живёт средним собою – душевным, отрёкся от душевного, живёт собой внешним. Почему же он не видит, не сознаёт, не чувствует. Что теряет себя, скудеет, в итоге совсем деградирует? Секрет простой. Потому, что он живёт. Если, отрекшись, в том, что осталось, он живёт, он другого не будет искать. Второй секрет – он живёт цельно. То есть всем собою, какой на тот момент есть. Конечно, это не значит, что живёт он всей полнотой вложенного в нём Богом. Он живёт частью себя, и, может быть, очень малой частью. Но он в этой части весь, ему не до правды Божьей.
Так можно очень увлечённо жить книгой – проглотить ее за одну ночь. Жить фильмом - не оторвешь, делом, общением, танцем, песней, тоже и алкоголем, интернетом, телевизором, наркотиком. Кому что больше нравится. После отречения от Бога люди советского периода жили – с пафосом, увлечённо, наполненные радостью, героизмом – жили цельно, счастливо, душевным в себе и внешним собой. Не подозревая, что были людьми частичными. И тем более не подозревая, что такая жизнь одного-двух поколений обернётся в их роду для поколений следующих трагедиями семей, их развалом, где-то суицидом, у многих пьянством, где-то наркотиками. И у большинства переходом из душевного человека совсем во внешнего. Такого, который даже подозревать в себе какую-то чуть большую глубину уже не будет.
Ему хорошо, он счастлив и даже полон жизнью. Что еще надо? Как это происходит сегодня с детьми, с головой погрузившимися в компьютерные игры – потомки безбожных, отрекшихся поколений. Здесь есть одно трагическое обстоятельство. Для многих людей этот переход ко внешнему человеку почти необратим? Род, в предыдущих поколениях закрепляется в этих отречениях почти до необратимости.
Постскриптум.
«В последние времена, - говорит апостол Павел Тимофею, - люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.»(2 Тим. 3, 1-5) Сказав «будут», апостол сказал о необратимости.
«И взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет. Ты и сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, приносила в жертву на снедение им, заколала и отдавала. И после всех злодеяний,- горе, горе тебе! Говорит Господь Бог» (Иез. 16, 16-23)
протоиерей Анатолий Гармаев