Найти в Дзене
Космос и право

Сергей Огульчанский : Прошло 10 лет с момента аварии "Протон М" а подсудимые в СИЗО

Содержание в СИЗО после истечения 10-ти летнего срока давности.

Прошло более 10 лет с момента аварии в декабре 2010 года, которая привела к не выведению на орбиту ракетой-носителем «Протон-М» трех космических аппаратов ГЛОНАСС-М и их потере, но в отношении сотрудников ОАО «РКК Энергия» все еще осуществляется уголовное преследование. Изначально в отношении фигурантов дела, была избрана мера пресечения «подписка о невыезде». Но буквально за месяц до истечения срока давности по вменяемому преступлению двое подсудимых были помещены под стражу – с формулировкой для предотвращения возможности скрыться, а также для обеспечения явки данных лиц в суд, что достаточно спорно, так как они и до этого не пропустили без уважительных причины ни одного заседания, и это подтверждается соответствующими документами. Более того даже после истечения срока давности некоторые из предполагаемых виновников аварии находятся в СИЗО.

«Сейчас, даже после истечения срока давности подсудимые продолжают находиться в СИЗО. Что противоречит статье 110 УПК РФ и определению конституционного суда от 21 декабря 2000 года - не допускается заключение под стражу без установленных законом оснований, в том числе в случаях, если лицу не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, - как это имеет место при истечении сроков давности привлечения к уголовной ответственности»- говорит адвокат Сергей Огульчанский.

Возникает вопрос, почему, в период пандемии и сложной эпидемиологической ситуации с коронавирусной инфекцией, подсудимого Мартынова Александра Николаевича, начальника отделения ОАО «РКК «Энергия»», человека c хроническими заболеваниями, находящегося в группе риска: диабет, возраст 60+, бронхит, поместили в СИЗО, хотя существует возможность избрания меры пресечения как «домашний арест». Игнорируется тот факт, что Мартынов ранее не судим, официально трудоустроен, женат, имеет семью и без уважительной причины не пропустил ни одного судебного заседания.

На сайте следственного комитета https://sledcom.ru/news/item/1098140 осудебном процессе, начатом еще в марте 2017 года говорится: Главным следственным управлением СК России завершено расследование по уголовному делу в отношении работников ОАО «РКК «Энергия»: начальника отдела 242, входившего в состав отделения 24 Станислава Балакина, заместителя начальника отделения 24 по бортовым и наземным системам космических аппаратов и средств выведения Сергея Ломтева, заместителя руководителя научно-технического центра 3Ц по системам средств выведения Александра Мартынова и инженера отдела 242 Юрия Большигина. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).Главным следственным управлением СК России завершено расследование по уголовному делу в отношении работников ОАО «РКК «Энергия»: начальника отдела 242, входившего в состав отделения 24 Станислава Балакина, заместителя начальника отделения 24 по бортовым и наземным системам космических аппаратов и средств выведения Сергея Ломтева, заместителя руководителя научно-технического центра 3Ц по системам средств выведения Александра Мартынова и инженера отдела 242 Юрия Большигина. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). «Главным следственным управлением СК России завершено расследование по уголовному делу в отношении работников ОАО «РКК «Энергия»: начальника отдела 242, входившего в состав отделения 24 Станислава Балакина, заместителя начальника отделения 24 по бортовым и наземным системам космических аппаратов и средств выведения Сергея Ломтева, заместителя руководителя научно-технического центра 3Ц по системам средств выведения Александра Мартынова и инженера отдела 242 Юрия Большигина. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия)».

Однако, если посмотреть материалы базы данных суда (korolev-mo.sudrf.ru) инженер Юрий Большигин обвиняется по ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества), то есть из этого следует, что статья, вменяемая одному и тому же человеку, у следственного комитета и суда не совпадает.

Согласно информации, предоставленной следствием на официальном сайте, обвиняемые, заведомо зная о применении нового разгонного блока 11С861-03, не обеспечили корректировку формулы расчета уровня заправки окислителя в документации системы контроля заправки, в результате чего 5 декабря 2010 года при заправке блока на стартовом комплексе космодрома «Байконур» была превышена на 1582 кг необходимая масса жидкого кислорода, что не позволило вывести на заданную орбиту три спутника «Глонасс-М». Возникает резонный вопрос, а был ли мотив и кому это было выгодно?