Очередная ситуация - банальная до ужаса. Детская поликлиника, мамы с грудничками в очереди. Традиционный для такого места разговор: "А ваш уже что?" - "А мой уже то". И вот, у одного из "ваших" в 7 месяцев оказывается полон рот зубов. Ахи-охи и вот уже одна мамочка обращается к своему 4-месячному малышу: "Вон, у ляли уже зубы есть, а ты когда? Сидишь себе, не торопишься!"
Шутка, конечно. Маме малышки прекрасно живётся с пока беззубой дочкой... Или нет?
Предвосхищая шквал комментариев на тему "по одной фразе уже сделали вывод", как было в этой статье, скажу, что дальше речь идёт не об этой маме. Но тех, о ком она пойдёт, наверняка, узнает каждый - кто-то в своих знакомых, кто-то в самом себе.
"Смотри, у Тани все пятёрки, а у тебя четвёрка по алгебре". "А Петина мама сказала, что он поехал поступать в МГУ, а ты что же? Так и будешь гайки у машин крутить?" "Ой, а у тёти Вали дочка-то вторым беременна, а ты всё в девках у меня ходишь".
Знакомо, да? Не зря же в интернете так хорошо прижились мемы - сын и дочь маминой подруги.
Зачем и почему родители сравнивают своих детей с чужими и, к тому же, делают это в пользу последних?
Хочется сказать - "да это просто привычка!"
"Привычка" - да. "Просто" - нет. Потому что корни этой привычки кроются в родительских нереализованных амбициях и в их же низкой самооценке.
Иначе родителям незачем было бы с завистью оглядываться на других детей. Ну да, соседский Коля в 7 лет читает "Войну и мир", а их Вова в 8 читает по слогам, но разве это повод указывать ему пальцем на Колю? Нет, это повод посмотреть на себя (возможно, что-то упустили?), на своего ребёнка (не требуется ли помощь?), на своего же ребёнка год назад (может быть, тогда он вообще путал буквы и ненавидел чтение, а сейчас хоть и плохо, но читает и даже с удовольствием?), и на всю ситуацию целиком и под разными углами. И Коля тут не должен фигурировать вообще никак. То есть, конечно, можно спросить у его мамы, например, в кого Коля такой книгочей, если хочется обсудить этот вопрос, но эта беседа ни в коем случае не должна носить сравнительный характер вообще и, если она происходит при Вове, в особенности.
А вот когда у родителей, с их, даже неосознаваемой толком, точки зрения, личный "не зачёт", им ой как важно, чтобы наоборот - этому самому Коле показывали на их Вову и говорили: "Вот, смотри, их Вова-то уже вон что, а ты у нас что?" И тогда Вова, сам того не подозревая, принесёт своим родителям вожделенный "зачёт".
Такие родители частенько приходят на консультацию к психологу с вопросом: "Почему мой ребенок учится / рисует / ведёт себя хуже других?". ВНИМАНИЕ: не "Почему мой ребёнок плохо учится или плохо себя ведёт?" а "Почему хуже других?" Это ключевое отличие заботы о ребёнке от заботы о себе.
Уверена, что в комментариях сейчас появятся возмущенные вопросы (сужу по статье, ссылка которую дана выше) на тему "А что плохого в том, чтобы гордиться своим ребёнком?". Отвечаю заранее: ничего. Наоборот - гордиться своим ребёнком здорово и хорошо. И очень важно для самого ребёнка. Но гордиться нужно именно им, а не им, потому что он лучше Коли-Тани-Сани.
И нет, это не убьёт в нём такую необходимую в современной жизни конкуренцию. Наоборот, поможет ему выигрывать в конкурентной борьбе, концентрируясь, в первую очередь, на себе и своих успехах и провалах, а не на успехах других людей, априори находящихся в иных, чем он условиях.
А вот "Коля-то уже, а ты всё ещё..." как раз-таки легко может загубить конкурентоспособность ребёнка в будущем. Потому что он почти наверняка вырастит с установкой, что "он всё ещё", а Коля, тем временем, "давно уже". А убирать деструктивные установки иной раз приходится в течение длительной и очень длительной терапии.