Найти тему
Судострой

Конструкторы подлодок разработали первый российский ТНПА тяжёлого класса

Оглавление
Макет тяжёлого ТНПА от СПМБМ "Малахит" / Фото: Судострой
Макет тяжёлого ТНПА от СПМБМ "Малахит" / Фото: Судострой

Именитый разработчик подводной техники, в основном военной, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" в последние годы всё чаще берётся за гражданскую тематику. Очередным таким проектом стал тяжёлый телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) рабочего класса. Блог "Судострой" изучил первый отечественный аппарат подобного класса, способный работать с большими усилиями на глубине до 3 км.

Что случилось

На прошедшем 10-12 декабря в Санкт-Петербурге форуме "Арктика: настоящее и будущее" "Малахит" представил на стенде "Объединённой судостроительной корпорации" (ОСК) проект комплекса с ТНПА рабочего класса.

Помимо ТНПА, в состав комплекса входят спускоподъёмное устройство и контейнер управления. Размещаться они могут на любом судне, имеющем на палубе место для контейнеров, а также достаточную энергетику. Впрочем, возможен вариант и автономного питания. Например, на барже.

На данный момент комплекс существует в виде концепт-проекта. При этом проработана возможность серийного производства. Осталось только заключить контракт с функциональным заказчиком.

Для чего

Комплекс с тяжёлым ТНПА рабочего класса предназначен для выполнения подводно-технических работ различной сложности: участия в аварийно-спасательных операциях, подводном обустройстве скважин, обследовании трубопроводов и другого оборудования на шельфе и в акваториях глубиной до 3 тыс. м.

Макет работы комплекса с тяжёлым ТНПА рабочего класса / Фото: Судострой
Макет работы комплекса с тяжёлым ТНПА рабочего класса / Фото: Судострой

Разработчики не скрывают, что аппарат разработан в рамках программы импортозамещения. Импортным аналогом является аппарат Triton XLX 150HP от американской компании Perry Tritech. По основным параметрам аппараты очень похожи.

В аппарате от "Малахита" используются такие критичные элементы отечественного производства как манипуляторный комплекс, движительно-рулевой комплекс, а также электроэнергетическая система.

Основные характеристики

Вес ТНПА от бюро "Малахит" составляет около 5 тонн, длина – 5 м, ширина – 2 м, высота – 2,3 м.

Аппарат оснащён двумя манипуляторами 5 и 7 степеней свободы. Для перемещения предусмотрены четыре горизонтальных поворотных маршевых движителя и два вертикальных маневровых движителя. ТНПА оснащен двумя аккумуляторным батареями на 400 и 800 А*ч напряжением 28 В.

ТНПА может работать на глубинах до 3000 м, а также в течениях со скоростью до 3 узлов. Грузоподъёмность манипуляторного комплекса составляет 500 кг.

Участники проекта

Комплекс с ТНПА разработан собственными силами "Малахита". Для серийного производства предлагается привлечь Адмиралтейские верфи и Балтийский завод.

Потенциальный заказчик проекта официально не называется, но по соседству на стенде представлен проект манифольда – приёмно-распределительного коллектора для подводной добычи. Проект манифольда был разработан "Малахитом", опытный образец был изготовлен на Ижорских заводах. Работы выполнялись по заказу Минпромторга для перспективных проектов "Газпрома". А именно Южно-Киринского газоконденсатного месторождения (проект "Сахалин-3").

В круг задач нового тяжёлого ТНПА может как раз входить обслуживание манифольда.

Опытный образец манифольда на Петербургском газовом форуме в 2019 году. Конструкция имеет размеры 28,3х12,5х7,2 м / Фото: Судострой
Опытный образец манифольда на Петербургском газовом форуме в 2019 году. Конструкция имеет размеры 28,3х12,5х7,2 м / Фото: Судострой

Почему это важно

В море сосредоточены значительные запасы природных ресурсов, но их промышленная добыча требует использования сложных технологий. Теперь вместо импортного оборудования у заказчика появляется возможность использовать отечественное. По крайней мере, в части тяжёлых телеуправляемых подводных аппаратов рабочего класса. Если, конечно, такая необходимость возникнет.