Развернувшиеся в 17 веке процессы над ведьмами потрясли деревню Сейлем (традиционно-Салем) и привели к казни 19 обвиняемых. Позднее их одержимость дьяволом объясняли истерией или попавшим в муку галлюциногенным грибом. Лишь недавно географический анализ раскрыл истинную,весьма неблаговидную подоплеку событий.
Салемская охота на ведьм началась с безобидного гадания. Бетти Паррис, дочь нового деревенского пастора, развлекалась со своими подружками. Девочки выливали яичные белки в кастрюлю с кипятком и толковали получавшиеся узоры. Гаданию девочек научила чернокожая рабыня Паррисов Титуба родом из Вест-Индии. Одной из девочек показалось, что она увидела в узоре гроб. Это перепугало ее и остальных и они стали трястись и выкрикивать что-то невразумительное. Приглашенный для обследования местный врач Уильям Григгс констатировал припадки и навязчивое поведение,а так как в течении месяца поведение девочек не изменилось,то в дальнейшем он намекнул на колдовство,не находя иных причин такого поведения. Девочки так же стали утверждать, что стали жертвами ведьм,а именно местных жительниц Сары Осборн, Сары Гуд и служанки Титубы.
Все три подозреваемые были,мягко говоря, непопулярны в деревне. Осборн редко ходила в церковь (а в Салеме жители были пуританами) и ни с кем не дружила, Гуд нищенствовала, а Титуба как чернокожая служанка стояла на нижней ступеньке социальной лестницы. Всех их арестовали 29 февраля 1692 года. Девочки продолжали чудить, заявлять о преследовании призраков и параллельно обвинять в колдовстве всё новых людей. К маю количество обвиняемых людей в колдовстве заставило губернатора Массачусетса сэра Уильяма Фипса начать показательный процесс над слугами дьявола. Процесс длился четыре месяца. Было казнено и умерло в тюрьме более 20 человек.
Позднее этот пароксизм ненависти,поразивший часть обывателей,объясняли по-разному. Одни считали, что видения были симптомом массовой истерии,другие считали, что местная пшеница вполне могла быть заражена грибом спорынью. Подозревали также эпидемию летаргического энцефалита- вирусной "сонной болезни", очень заразной, обычно сопровождающейся сильным жаром. Но есть и другое объяснение, подсказанное картографом-любителем.
В 1867 году Чарльз Апем составил карту Салема 1692 года,отметив на ней дома всех участников процесса. Оказалось, что 30 из 32 обвинителей жили в западной части Салема, а 12 из 14 осужденных ведьм и колдунов и 24 из 29 защищавших их на процессе "скептиков"- в восточной части. И если мы обратимся к истории Салема по 1692 год, год процесса над "Салемскими ведьмами", то увидим, что в 1626 году был построен порт, быстро привлекший купцов и превративший это местечко в процветающий торговый центр. И в тоже время быстрое экономическое процветание и развитие привело к расслоению жителей. "Восточники",жившие ближе к порту и владевшие землей на равнине, стали богатеть. Они осваивали новые,более прибыльные занятия-становились сапожниками,гончарами,трактирщиками. "Западники" заселяли менее плодородные земли вдалеке от порта и жили по старинке, т.е. бедно. В итоге со временем начались экономические,политические и религиозные разногласия, которые как "линия фронта" пролегли между жителями деревни и разделила их на истцов и ответчиков, обвинителей и обвиняемых. До абсурда даже доходило то, что западные "пострадавшие" не всегда узнавали в лицо тех, кого вызывали в суд по их жалобам.
Таким образом, несмотря на все истерические припадки и высокие слова, салемский процесс был главным образом сведением старых счетов между двумя группами фермеров.
Если Вам понравилось, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте Ваши комментарии.