Найти тему
ŠKODA

Зачем в автомобилях ŠKODA был «этаж под запаску» и как водители XX века справлялись с гололедом? Об этом в статье

Согласитесь, сейчас сложно представить автомобили ŠKODA без удобных мелочей Simply Clever: крючков для багажа, отсеков для хранения бутылок и зонтов, скребка для льда, двусторонних ковриков в багажнике. Благодаря им в машине каждая вещь на своем месте, а водитель чувствует себя комфортно, как дома.

Принципам Simply Clever всего лишь 20 лет, но создатели ŠKODA заботились об удобстве пассажиров и раньше. Смотрите, как это выглядело еще 80 лет назад.

Красивая и незаметная горловина бензобака

Дизайнеры и инженеры всегда старались спрятать некрасивую горловину топливного бака. В 1960-х годах ŠKODA применила нетривиальное решение на модели 1000 MB (и ее производной — 1000 MBX):

У современных моделей ŠKODA горловина находится в привычном месте и прячется под аккуратным лючком, который сливается с корпусом машины.

С обратной стороны лючка спрятан скребок для льда, который не только скребок, но и увеличительное стекло. А еще им проверяют уровень износа протектора шин
С обратной стороны лючка спрятан скребок для льда, который не только скребок, но и увеличительное стекло. А еще им проверяют уровень износа протектора шин

Лыжи на передние колеса, чтобы не буксовать

В 1930-х годах в компании ŠKODA придумали, как доработать машину, чтобы ею удобно было управлять на льду и снегу. Такие изобретения были необходимы людям, которые живут и работают в заснеженных горных районах.

Моделям POPULAR и RAPID добавили цепи и лыжи, чтобы машины не буксовали в снегу и не скользили на льду. У ŠKODA POPULAR для этого убрали дифференциал. Так колеса крутились с одной скоростью, как у внедорожника.

В современных моделях ŠKODA устойчивость на льду поддерживает электронная блокировка дифференциала. Если одно колесо машины забуксовало, система передаст крутящий момент другому колесу на оси, и автомобиль сможет ехать дальше.

Запаска отдельно от других вещей

В первой половине XX века запаску крепили к одному из бортов автомобиля. Это мешало машине разгоняться, поэтому со временем конструкторы переместили ее в багажник. Возить грязное колесо вместе с другими вещами водителям не хотелось, и им приходилось шить съемные чехлы.

В 1940-х годах инженеры ŠKODA придумали, как изолировать запаску в багажнике:

В 1955 году вышла ŠKODA 1201, а с ней — новый способ возить запаску.

В модели ŠKODA 1000 MB середины 1960-х годов воплотили интересное решение:

Пустое место внутри запасного колеса инженеры ŠKODA тоже использовали с толком: в конце 1950-х годов в модели ŠKODA OCTAVIA можно было возить компактную канистру с бензином. Ведь раньше бензоколонки встречались намного реже, чем сейчас.

В канистру внутри запаски помещалось шесть литров бензина. ŠKODA OCTAVIA образца 1950-х годов с мощностью двигателя 45 л. с. могла проехать на таком запасе 70–80 км
В канистру внутри запаски помещалось шесть литров бензина. ŠKODA OCTAVIA образца 1950-х годов с мощностью двигателя 45 л. с. могла проехать на таком запасе 70–80 км

У современной ŠKODA OCTAVIA мощность двигателя почти в три раза больше, а шести литров бензина ей хватит на 120 км.

Из пассажирского авто в грузовое и обратно

Сейчас в ŠKODA можно перевезти что угодно: достаточно сложить сиденья, и внутри будет много места. А вот как перевозили грузы в машинах прошлого века:

В середине 1990-х годов в ŠKODA придумали, как сделать из двухместного пикапа четырехместный:

После покупки дополнительной жесткой крыши можно было превратить ŠKODA FELICIA FUN в фургон или универсал.

Заслонки для свежего воздуха

До изобретения кондиционеров салоны машин проветривали, открывая окна или откидывая крышу. В ŠKODA 422 1930-х годов выпуска было предусмотрено элегантное решение.

В довоенных и послевоенных ŠKODA можно было встретить вот такое решение:

Сейчас заслонки не нужны: в каждой машине ŠKODA установлены кондиционеры. Они могут не только охлаждать воздух, но и фильтровать его, задерживая аллергены.

Смазка шасси прямо с водительского кресла

До 1970-х годов водителю приходилось смазывать узлы шасси через каждые несколько сотен километров. Работа была грязной и трудоемкой: приходилось ползать под машиной со шприцем в руках.

Чтобы водителям было удобнее смазывать шасси, создатели ŠKODA придумали автоматическую подачу смазки — достаточно было несколько раз нажать на педаль под ногой водителя.

Сейчас для подвески используют резинометаллические соединения из каучука или полиуретана, поэтому они не шумят при движении, не требуют частого обслуживания и постоянного смазывания.

Если вы ездите по разным дорогам, резинометаллическую подвеску нужно обслуживать два раза в год. Если же дороги в вашем городе ровные, без ям и ухабов, на СТО достаточно заезжать раз в год.

Сегодня инженеры предлагают еще больше интересных изобретений для моделей ŠKODA. Листайте дальше, чтобы увидеть все решения Simply Clever в автомобилях.