Найти тему

Искусство быть счастливым: философский взгляд

Это звучит банально, но это факт - все люди хотят быть счастливыми. Другое дело, что каждый понимает под счастьем свое, но, если оторваться от конкретики и определить счастье максимально абстрактно, то это такое состояние, когда человеку очень хорошо и он чувствует себя в полной гармонии с миром и собой.

В философии есть такое направление, которое, зародившись в античности, не теряет актуальности и сейчас - эвдемонизм. Его основное положение в том, что человек рожден для счастья.

Елена Галчинская "Счастливая Я!"
Елена Галчинская "Счастливая Я!"

Эвдемонизм является этическим учением, поскольку связан с понятием блага. Благо же, в свою очередь, связано с понятием добра, того, что хорошо для человека. Кроме того, эвдемонизм связан с понятием цели, то есть имеет телеологическую природу. Телеология предполагает, что в мире существует цель, к которой стремится все развитие. В отношении человеческой жизни такой целью и является счастье.

Из этого вытекает та мысль, что конечным смыслом человеческой деятельности становится сам человек. Ведь счастье не существует само по себе, вне человека.

Вики Уэйд "Дождь"
Вики Уэйд "Дождь"

Поскольку люди - разные, то и счастье у всех разное, если рассматривать его в содержательном плане. Но в формальном плане оно одинаково для всех, а именно тем, что является субъективным основанием для жизни любого человека. Отсюда и возникает философская проблема: может ли счастье быть тем объективным принципом, который придает смысл жизни вообще?

В эвдемонизме ответ на этот вопрос положительный. Это учение рассматривает счастье как нравственный принцип поведения, способный преодолеть разногласия между людьми. Античные эвдемонисты (в частности, Эпикур) тесно связывали счастье и добродетель. Вкратце их идея выражалась формулой "только добродетельный человек может быть счастливым".

Мария Остхейзен "Двое"
Мария Остхейзен "Двое"

Эти идеи позже развили в других исторических условиях философы-просветители (Ф. Вольтер, П. А. Гольбах, П. Гассенди, Ж. О. де Ламетри). Эпикуровская традиция предполагает, что нет счастья без удовольствия. Добродетельная жизнь приносит удовольствие, человек обретает счастье и становится самодостаточным. Само же понятие добродетели связано с умением получать удовольствие от самых простых, естественных вещей, а это умеют мудрые люди.

Эвдемонисты не пропагандируют аскетизм, но они считают, что всякие излишества только мешают истинному счастью. Понятие атараксии, которое связано у Эпикура со счастьем, по сути, похоже на нирвану, о которой говорят буддисты.

Руди Наппи "Двое у берега"
Руди Наппи "Двое у берега"

Другой вариант эвдемонизма берет свое начало в философии Аристотеля и акцентирует связь счастья и общего блага. Счастье тут понимается как удовлетворенность жизнью вообще, которая складывается от совокупности внутренних и внешних благ. Внутренние - это добродетели самого человека, его субъективные качества. Внешние же складываются от разных жизненно важных объективных факторов. Сюда можно отнести, например, красивую внешность, богатство, удачливость и т.п.

Чем больше этих факторов дают человеку удовлетворение и радость, тем он счастливее. Тут главная загвоздка в том, что многие люди пытаются обрести счастье, делая упор на один фактор в ущерб другим. Например, человек обретает внешнюю красоту через многочисленные пластические операции, но при этом гробит свое здоровье, теряет деньги. В результате счастья так и нет.

Завершая статью, не могу не пожелать счастья каждому ее читателю. Будьте по-настоящему счастливы, дорогие люди!

Читайте еще на моем канале:

Мой старый шуточный пост из ЖЖ про зайчика в философском контексте

Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара

В другом моем блоге:

Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве

Из блога мужа:

Топ-3 моих любимых советских газировок. Давайте вспомним их вкус!