Это звучит банально, но это факт - все люди хотят быть счастливыми. Другое дело, что каждый понимает под счастьем свое, но, если оторваться от конкретики и определить счастье максимально абстрактно, то это такое состояние, когда человеку очень хорошо и он чувствует себя в полной гармонии с миром и собой.
В философии есть такое направление, которое, зародившись в античности, не теряет актуальности и сейчас - эвдемонизм. Его основное положение в том, что человек рожден для счастья.
Эвдемонизм является этическим учением, поскольку связан с понятием блага. Благо же, в свою очередь, связано с понятием добра, того, что хорошо для человека. Кроме того, эвдемонизм связан с понятием цели, то есть имеет телеологическую природу. Телеология предполагает, что в мире существует цель, к которой стремится все развитие. В отношении человеческой жизни такой целью и является счастье.
Из этого вытекает та мысль, что конечным смыслом человеческой деятельности становится сам человек. Ведь счастье не существует само по себе, вне человека.
Поскольку люди - разные, то и счастье у всех разное, если рассматривать его в содержательном плане. Но в формальном плане оно одинаково для всех, а именно тем, что является субъективным основанием для жизни любого человека. Отсюда и возникает философская проблема: может ли счастье быть тем объективным принципом, который придает смысл жизни вообще?
В эвдемонизме ответ на этот вопрос положительный. Это учение рассматривает счастье как нравственный принцип поведения, способный преодолеть разногласия между людьми. Античные эвдемонисты (в частности, Эпикур) тесно связывали счастье и добродетель. Вкратце их идея выражалась формулой "только добродетельный человек может быть счастливым".
Эти идеи позже развили в других исторических условиях философы-просветители (Ф. Вольтер, П. А. Гольбах, П. Гассенди, Ж. О. де Ламетри). Эпикуровская традиция предполагает, что нет счастья без удовольствия. Добродетельная жизнь приносит удовольствие, человек обретает счастье и становится самодостаточным. Само же понятие добродетели связано с умением получать удовольствие от самых простых, естественных вещей, а это умеют мудрые люди.
Эвдемонисты не пропагандируют аскетизм, но они считают, что всякие излишества только мешают истинному счастью. Понятие атараксии, которое связано у Эпикура со счастьем, по сути, похоже на нирвану, о которой говорят буддисты.
Другой вариант эвдемонизма берет свое начало в философии Аристотеля и акцентирует связь счастья и общего блага. Счастье тут понимается как удовлетворенность жизнью вообще, которая складывается от совокупности внутренних и внешних благ. Внутренние - это добродетели самого человека, его субъективные качества. Внешние же складываются от разных жизненно важных объективных факторов. Сюда можно отнести, например, красивую внешность, богатство, удачливость и т.п.
Чем больше этих факторов дают человеку удовлетворение и радость, тем он счастливее. Тут главная загвоздка в том, что многие люди пытаются обрести счастье, делая упор на один фактор в ущерб другим. Например, человек обретает внешнюю красоту через многочисленные пластические операции, но при этом гробит свое здоровье, теряет деньги. В результате счастья так и нет.
Завершая статью, не могу не пожелать счастья каждому ее читателю. Будьте по-настоящему счастливы, дорогие люди!
Читайте еще на моем канале:
Мой старый шуточный пост из ЖЖ про зайчика в философском контексте
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
В другом моем блоге:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Из блога мужа:
Топ-3 моих любимых советских газировок. Давайте вспомним их вкус!