Большая пресс-конференция Путина в этом году была частично объединина с «Прямой линией» – он отвечал не только на вопросы журналистов, но и на вопросы россиян.
Мероприятие завершилось стандартным для последних лет чувством неловкости и стыда за главного спикера дня. Президент все еще не способен сформулировать даже что-то отдаленное напоминающие образ будущего.
Внутренний и внешний дискурс был деполитизирован: глава государства попытался уйти в бытовуху, полностью проигнорировав повестку дня, дав нелепые комментарии на обвинения его семьи и ближайшего окружения в коррупции, а также в покушении на убийство Навального. Без ответа остался вопрос о заказчиках убийства Немцова, о которых Путин проговорился во время разговора с СПЧ.
Самое важное, что продемонстрировала пресс-конференция – безвозвратную потерю чувства единения с народом. Президент настолько сросся с административной системой, что он не может больше занимать позицию внешнего критика. Синергия ощущается только с верхушкой социальной иерархии.
Эпоха путинского популизма закончилась: теперь это обычный авторитаризм, опирающийся на бюрократию.