Найти тему

Что такое индивидуальный подход в обучении?

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Индивидуальный подход в образовании, обучении: взрослые подбирают содержание и технологии обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика

Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Средства индивидуализации обучения: индивидуальные и групповые задания, превращения учебника в интеллектуальный самоучитель.

Цель и основной результат образования - развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Как получить этот результат. Среди способов ФГОС называет:

  • "учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся";
  • "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности".

На какие вопросы должны ответить взрослые, если они хотят обеспечить индивидуальный подход к образованию ребенка?

1. Какие именно индивидуальные особенности ребенка (возрастные, психологические, физиологические) мы хотим учитывать?

2. Что именно хотим индивидуализировать?

Составим индивидуальный учебный план или индивидуальную программу обучения?

Подберем индивидуальное содержание обучения? Позволим ребенку в этом участвовать?

Будем использовать индивидуальные формы и методы работы?

Составим индивидуальные задания разного уровня? Дадим ребенку возможность выбора?

Сформулируем индивидуальные требования к ребенку, критерии оценки?

Результат образования - это предметные знания, универсальные учебные действия (познавательные, организационные, коммуникативные), социальный опыт.

У детей должный быть сформированы общие способы действия:

  • самоконтроль;
  • самооценка деятельности;
  • планирование своей деятельности.

Очень важно, думая о том, как организовать обучение и образование ребенка, нужно хорошо понимать, что в любом случае необходимо, чтобы у ребенка сформировались эти способы действия. Ребенок должен уметь научиться работать самостоятельно. И как раз индивидуализация обучения помогает очень серьезно в том, чтобы ребенок этому научился.

Где учить ребенка в школе или дома?

Мнения на этот счет у всех разные, ситуации у всех разные.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Почему же все больше родителей и детей стали выбирать альтернативные формы образования или семейную?

  • Недовольство школой в целом.
  • Ребенок не успевает за школьным темпом, не усваивает программу (или наоборот ребенок опережает программу, ему становится просто не интересно учиться в школе).
  • У ребенка не складываются отношения с одноклассниками, с учителем.
  • У ребенка много творческих и иных интересов помимо школы.
  • По разным причинам ребенок не может регулярно посещать уроки в школе.
  • Семья переехала в другую область, страну и тд.

Это мои личные наблюдения. И возможно есть еще какие - то причины.

Альтернативные варианты (их намного больше, чем в списке):

1. Семейное обучения в разных формах +( онлайн - занятия);

2. Школа + активная помощь родителей

3. Школа + репетиторы

4. Домашнее онлайн - образование + очные консультации

5. Экстернат

Какой бы вариант не выбрали, очень важно задуматься, что если мы хотим осуществить индивидуальный подход, чтобы его реализовать, нужна конкретная программа обучения. Если вы на семейной форме обучения, вы должны определить какой программе обучения вы следуете и найти подходящие учебные пособия.

Во всех случаях нужно реализовать индивидуальный подход:

-составить программу обучения;

-найти походящие учебные пособия, помимо учебников;

-выбрать, как учить ребенка, то есть методику;

-обеспечить воспитание, обучение, личностное развитие и контроль результатов.

Иногда родители задают вопрос, а как мы сможем заниматься обучением ребенка, мы же не специалисты? Но на самом деле нет ничего невозможного. И в данном случае нужно просто освоить методику. И это вполне возможно. А также в этом вам помогут новые эффективные средства индивидуализации обучения, о которых мы расскажем в следующий раз.

Е.В.Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников.