Найти тему
ŠKODA

Как гонщики прославили автомобили Laurin & Klement в дореволюционной России и причем тут ŠKODA

А вы знали, что первые автомобили чешской компании Laurin & Klement, с которой и началась история марки ŠKODA, появились еще в дореволюционной России? В то время на них побеждали в гонках и блистали на выставках. Об этом осталось множество свидетельств: реклама, фирменные каталоги, книги, газеты и журналы.

Давайте вместе посмотрим, как выглядели первые автомобили Laurin & Klement и чем они были интересны. Читайте дальше, чтобы узнать подробности.

Как выглядели первые машины Laurin & Klement

Первые автомобили бренда Laurin & Klement, заложившего основу современной компании ŠKODA, назывались «вуатюретки». Так в начале ХХ века называли компактные авто, с французского voiturette — «маленькая машина». Первая такая модель Voiturette A дебютировала в 1905 году, а в России была представлена на II Международной автомобильной выставке в Москве 3 года спустя.

Вот что писал журнал «Автомобилист» о чешской компании в 1908 году:

«Интересны своей необычайно простой конструкцией выставленные легкие двухместные весьма доступные по цене колясочки с двухцилиндровым двигателем, дубль-фаэтон и маленькое ландоле в 16 лошадиных сил. Надо сказать, что несмотря на то, что автомобили этой фирмы самые дешевые на выставке, но тем не менее они весьма пригодны даже для самой трудной службы и езды по плохим дорогам».

Машины в стиле торпедо и первый закрытый лимузин

В 1911 году Laurin & Klement представила в России новые модели авто: дубль-фаэтон и лимузин в новомодном стиле торпедо. Главный признак этого стиля — наличие передних дверей, которых раньше у автомобилей не было.

Особенно изящным и стремительным смотрелся открытый дубль-фаэтон — линии кузова плавно переходили в капот, составляя единое целое. Лимузин, наоборот, сделан по старой моде — с вертикальным моторным щитом, разделяющим капот и кузов.

На фото — дубль-фаэтон (слева) и лимузин (справа) в стиле торпедо
На фото — дубль-фаэтон (слева) и лимузин (справа) в стиле торпедо

Спустя два года на выставке в Михайловском манеже Санкт-Петербурга дебютировала еще одна новинка чешского автопроизводителя: «лимузин с внутренним управлением». В таком авто шофер уже не сидел «на улице», продуваемый всеми ветрами, как раньше, а занимал место в салоне, закрытом боковыми стеклами.

На фото — «лимузин с внутренним управлением». Его впервые показали в 1913 году на выставке в Петербурге
На фото — «лимузин с внутренним управлением». Его впервые показали в 1913 году на выставке в Петербурге

Автомобили Laurin & Klement прославили победы в гонках

В начале ХХ века гонки считались лучшей рекламой автомобиля. Реклама из одного московского журнала того времени гласила: «Для спортсмена единственная марка — это Лаурин и Клемент».

На гоночных трассах России и Европы марку прославили звездные гонщики: Отто Иеронимус и Александр Коловрат. В 1908 году в гонке Петербург — Москва автомобиль Laurin & Klement занял первое место в своей категории, оставив позади французский Sizaire et Naudin и немецкий Loreley. Стартовав из Петербурга ночью, Отто Иеронимус в 17:11 финишировал в Москве, потратив на дорогу 14 часов 13 минут.

На фото — гонщик Александр Коловрат на автомобиле Laurin & Klement. Его победы в автогонках на машине этой марки помогли росту продаж бренда
На фото — гонщик Александр Коловрат на автомобиле Laurin & Klement. Его победы в автогонках на машине этой марки помогли росту продаж бренда

Другой гонщик, Роман Винклер, в 1911 году на верстовой гонке Первого русского автомобильного клуба за рулем Laurin & Klement прошел сходу мерную версту за 41 секунду, показав скорость 93,67 км/ч.

Авторитет бренда Laurin & Klement подкрепляло и то, что у этих машин были известные заказчики: Великая княгиня Мария Павловна, князь Кочубей, граф Тышкевич, Владимирская губернская управа и даже Нижегородская губернская тюремная инспекция. В рекламе автомобилей предлагали доверять не ярким плакатам, а отзывам реальных владельцев, призывая «спросить их непосредственно».

Листайте дальше, чтобы перейти на сайт ŠKODA и посмотреть на современные машины преемника марки Laurin & Klement.