1. Dark Souls
Платформы: PC, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch
Начнем с олицетворения понятия хардкор. Сейчас даже далекие от игровой индустрии люди знают, что Dark Souls может способствовать разрушению психики.
Серия Dark Souls является идейным наследником вышедшей в 2009 году не менее сложной Demon’s Souls. Человека, ответственного за разрушение нервных клеток у миллионов игроков, зовут Хидэтака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki). Именно он придумал жанр souls-like, который в свое время стал глотком свежего воздуха на фоне интерактивных фильмов и заскриптованных шутеров, редко бросающих вызов геймерам.
Если вы по какой-то причине прошли мимо «соулсов», настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними. Поверьте, серия будет казаться вам действительно сложной только при первом прохождении. Дальше вы поймете все нюансы и играть станет в разы легче.
2. Sekiro: Shadows Die Twice
Платформы: PC, PS4, Xbox One
Еще одна игра от великого и ужасного Хидэтака Миядзаки. Тут ситуация похожа на прошлого участника списка. Невероятная сложность при знакомстве и искреннее наслаждение после осознания того, что нужно делать для победы. Эти эмоции может подарить далеко не каждая игра.
Несмотря на схожую концепцию, «секиро» имеет ряд отличий от своего старшего брата, в лице серии Dark Souls. Тут есть постановка, полноценный и понятный сюжет, а также элементы вертикального геймплея. В любой момент можно не только увернуться или отпрыгнуть от противника, но и с помощью крюка-кошки заскочить на крышу ближайшего здания. Из-за такого, казалось бы, незначительного изменения, игра становится в разы динамичнее.
Учтите, для прохождения Sekiro: Shadows Die Twice вы должны обладать практически молниеносной реакцией. Впрочем, если после нескольких попыток убить босса не разобьете геймпад о стену, скорость реакции сама непроизвольно возрастет.
3. Bloodborne
Платформа: PS4
Мы решили упомянуть все громкие хиты маэстро Миядзаки. А почему нет? Да, эти игры уже затерты до дыр в подобных топах, но ведь хуже они от этого не становятся.
Bloodborne была выпущена эксклюзивно для PS4 в 2015 году. Игра включает в себя все то, за что мы любим серию Souls — нужда заучивать расположение врагов и их движения, а также оттачивать свой «скилл». Кроме геймплея, который вопреки мнению некоторых геймеров, ничуть не проще, чем в других играх FromSoftware, Bloodborne обладает гнетущей и погружающей в себя атмосферой.
Готичность викторианской Англии, кромешная ночь, оборотни и другие отродья. Бродя по этому миру в темной накидке и с огромным топором в руках, вы действительно ощущаете себя местным Ван Хельсингом. И пусть поначалу Охотник из вас будет крайне сомнительный, по ходу прохождения вы научитесь рубить монстров одной левой.
4. The Binding of Isaac
Платформы: PC, MacOS, Linux, PS4, PS Vita, Xbox One, iOS, Nintendo Switch
Сюжет The Binding of Isaac основан на одноимённой библейской истории (Искупление Исаака). Порой при прохождении действительно создается ощущение, будто вы находитесь в аду. Вам предстоит по несколько раз перепроходить уровень, чтобы все-таки убить босса или пройти очередное испытание. Для roguelike, представителем которого и является «Исаак», это вполне себе нормальный геймплей, но неподготовленному человеку после прохождения может понадобиться курс реабилитации. Вернуться к нормальной жизни после всех боссов и испытаний The Binding of Isaac может быть не так уж просто.
5. Cuphead
Платформы: PC, MacOS, Xbox One, Nintendo Switch
Скучали по олдскульным платформерам, которые заставляли бы изучать каждый сантиметр уровня? Cuphead идеально вам подойдет!
Cuphead — классический платформер с видом сбоку, в котором вам предстоит путешествовать по множеству самых разнообразных локаций, отстреливать рядовых противников, а главное — сражаться с боссами. Каждая схватка с «главарями» представляет собой незабываемое испытание. Несмотря на мультяшный визуальный стиль, игра может сжечь вам если не всю, то большую часть нервной системы. Кстати, о визуальном стиле.
Игра выполнена в духе классических диснеевских мультиков 30-40х годов. Даже главные герои являются своеобразными отсылками на Микки Мауса и не менее популярного в то время Кролика Освальда. Стоит отдать должное разработчикам и в том, что они рисовали всю игру вручную. Каждый кадр был воплощенвоплащен на бумаге профессиональными художниками. Сегодня не все авторы настоящих мультфильмов так серьезно подходят к визуализации 2D-анимации.
6. I Wanna Be the Guy
Платформы: PC
В I Wanna Be the Guy самым сложным элементом являются уровни. Каждый сантиметр местных локаций напичкан различными препятствиями. Ножи и другие колющие и режущие предметы со всех сторон летят на главного героя «Малого» (The Kid), стремящегося все-таки стать «Парнем» (The Guy). Путь к заветной цели будет даже не то чтобы тернистым… Скорее кровавым и жестоким.
Как и в большинстве игр из этого списка, готовьтесь перепроходить каждый уровень по несколько десятков раз. Без заучивания мест расположения препятствий вам не удастся продвинуться дальше по сюжету. Несмотря на кажущуюся простоту, I Wanna Be the Guy действительно может заставить вас биться в конвульсиях, особенно если прилетевший из ниоткуда нож убьет вас буквально за пару сантиметров до финиша.
7. Super Meat Boy
Платформы: PC, Linux, PS4, Xbox 360, Android, MacOS, Nintendo Switch
Super Meat Boy во многом похожа на I Wanna Be the Guy. Тут нас тоже ждут уровни, напичканные пилами, кольями, ножами и другими орудиями убийств.
Играть нам предстоит уже не за «Малого», а за кусок антропоморфного мяса. Каждый раз после смерти, на месте «трагедии» будет оставаться огромная лужа крови. Такое визуальное решение разработчиков призвано наглядно показать вам, каких усилий стоило прохождение уровня. Порой алым «одеялом» покрывается практически вся поверхность локации, а потому после ее прохождения вы действительно ощущаете, что далось оно вам самыми что ни на есть настоящими потом и кровью.
8. N++
Платформы: PC, Linux, MacOS, PS4, Xbox One, PS Vita
Думали, что инди сегодня — это однообразные меланхоличные бродилки? Как бы не так!
В N++ вам предстоит примерить на себя образ ниндзя. Как и в Super Meat Boy главная задача игры — преодолевать опасные уровни. Малейшая ошибка повлечет за собой гибель героя и рестарт прохождения. Поэтому стоит детально запоминать все препятствия, соблюдать тайминги и быть максимально осторожным.
9. Flappy Bird
Платформы: iOS, Android
Боли и страданий хватает не только на больших платформах. В 2013 году интернет взрывала «простенькая» игра про летающую между труб птичку. Синопсис, будто взят из детского мультика, не правда ли? Как бы не так! Из-за Flappy Bird разбивали телефоны молотками, кидали их в стену и просто бились в истерике. В чем же причина такого сумасшествия?
В игре нам нужно помочь птичке пролететь между стоящими вертикально трубами. Каждый раз, когда вы нажимаете пальцем на экран смартфона, птица взмахивает крыльями. Нажмете слишком рано — она ударится о верхнюю трубу, слишком поздно — о нижнюю. Первое время нужда постоянно начинать заново не раздражает, но когда вы уже приловчились и смогли пролететь между, например, ста труб, сбитый рекорд может действительно довести до белого каления.
10. Kingdom Come: Deliverance
Платформы: PC, PS4, Xbox One
Порой, чтобы сделать игру сложной не обязательно добавлять в нее монстров-боссов, атакующих главного героя со скоростью тысяча ударов в секунду. Можно поступить куда изящнее — добавить побольше реализма. Такую стратегию для своего последнего проекта избрал автор первой Mafia Даниэль Вавра (Daniel Vavra).
В Kingdom Come Deliverance вам придется постоянно следить за здоровьем главного героя, за его внешним видом, а также учить его буквально всему. Например, если не прокачивать интеллект, Генри не сможет нормально читать, что может усложнить некоторые квесты. Сражения первое время тоже не будут даваться вам легко, ведь персонаж не профессиональный фехтовальщик, а сын простого кузнеца.
Вам придется всему учиться с главным героем, а учеба, как мы знаем, далеко не самое простое занятие.
11. SCUM
Платформа: PC
SCUM — типичная «выживалка», но с несколькими важными отличиями от своих собратьев.
Тут, как и в случае с Kingdom Come Deliverance, упор сделан на максимальный реализм всего происходящего. Если вам по дороге придется пересечь реку, будьте готовы к тому, что вам нужно будет сушить одежду. В противном случае герой начнет мерзнуть и умрет от переохлаждения.
Кроме природы и физиологических потребностей персонажа, палки в колеса постоянно вставляют игроки. Разумеется, в мультиплеерном проекте никто не даст вам спокойно бродить и изучать окрестности. Нужно всегда быть наготове.
12. Arma 3
Платформа: PC
Еще одна игра с упором на реализм. Если вы считаете, что на войне все происходит примерно как в классических боевиках 80-х, Arma 3 выбьет из вас эти мысли.
Главной «изюминкой» третьей части Arma является ее мультиплеер. Именно в нем сосредоточен весь хардкор. Желательно играть в «арму» в компании друзей, так вы сможете в полной мере ощутить глубокую тактическую составляющую проекта. Тут нельзя бежать напролом через всю карту. За такое безрассудство игра будет жестоко вас наказывать. Главное в Arma 3 — слаженная командная работа.
Баллистика в шутере выполнена тоже на высшем уровне. При стрельбе вам нужно будет учитывать не только местонахождение противника, но и скорость ветра, позу вашего персонажа и характеристики оружия. Стрельба от бедра тут никогда не приведет вас к победе.
13. Dead Cells
Платформы: PC, Mac OS, Linux, PS4, Xbox One, Android, Nintendo Switch
Dead Cells — еще один представитель жанра roguelike, выполненный в стилистике двухмерного платформера.
Уровни в Dead Cells генерируются процедурным образом, как и характеристики разбросанного по локациям оружия. Как это обычно бывает в «роглайках», тут полностью отсутствуют чекпоинты. Смерть персонажа означает, что вам придется начать прохождение сначала. Как бы далеко по локации вы ни продвинулись.
Забавно, что изначально разработчики хотели сделать классический tower-defence, в котором нам бы пришлось защищать свою крепость от орд зомби. Планы студии нарушил выход другого участника нашего списка — The Binding of Isaac. Вдохновившись приключениями Исаака, авторы решили сделать свою новую игру такой, какой мы увидели ее в итоге.
14. Battletoads
Платформы: PC, Xbox One
Оригинальная Battletoads была выпущена в 1991 году, как конкурент популярных тогда «Черепашек-ниндзя».
«Боевые жабы» практически сразу обрели культовый статус, которому поспособствовал не только затягивающий геймплей, но и его невероятная сложность. Мультяшный стиль не мешает Battletoads требовать от игроков молниеносной реакции и воистину боевого терпения.
Если решите ознакомиться, вас будут ждать потные от напряжения ладони, желание сходить к психологу и, возможно, буфонофобия — боязнь жаб.
15. Hotline Miami
Платформы: PC, MacOS, Linux, PS3, PS4, PS Vita, Xbox One, Android, Nintendo Switch
Еще одна ретро-игра в нашем списке. На этот раз мы имеем дело с представителем классических шутеров с видом сверху.
Hotline Miami похожа на первые части Grand Theft Auto. Криминал, литры крови и великолепное музыкальное сопровождение не дают заскучать ни на минуту. Враги умирают быстро, но сложность игры в том, что и главный герой падает на пол практически от любого касания. После смерти приходится зачищать весь уровень снова.
16. Nioh
Платформы: PC, PS4
Разумеется, успех серии Dark Souls не мог не спровоцировать других разработчиков сделать что-то похожее. Одним из самых заметных представителей «соулс-лайков» является Nioh.
Разработчики из Team Ninja, ответственные также за серию Ninja Gaiden, не смогли пройти мимо успехов FromSoftware и выкатили свой ответ. Сеттингом стала средневековая Япония. Вместо того чтобы придумывать оригинальных боссов, авторы решили познакомить игроков с представителями мифов того времени.
Сложности Nioh тоже не занимать. Враги убивают главного героя быстро и больно. Желание бросить игру будет возникать часто. Если вы все же наберетесь сил и пройдете ее, сладкий вкус победы еще долго будет вас преследовать.
17. Day of the Tentacle
Платформы: PC, MacOS, iOS
Day of the Tentacle не заставит вас проходить каждый уровень по десять раз. Главный герой тут не умирает от шальной пули или лезвия меча. Сложность скрыта в другом.
Вместо оттачивания реакции и заучивания атак противников, вам предстоит решать далеко не самые простые головоломки. Знаменитый геймдизайнер Тим Шейфер (Tim Schafer) постарался, чтобы игроки по несколько часов смотрели в экран и тыкали курсором во все уголки видимой области.
Без гайдов и подсказок в Сети прохождение этого квеста может занять у вас не один десяток часов. Поэтому если ваш друг постоянно хвастается платиной в Dark Souls или Bloodborne, посоветуйте ему Day of the Tentacle. Поверьте, это поможет поставить его на место.
18. Deponia
Платформы: PC, MacOS, Linux, PS4
Как вы уже поняли, не только экшены могут быть сложными. В пример приведем еще один квест — Deponia.
Сюжет игры крутится вокруг Руфуса — разгильдяя, который, волею судеб встретил загадочную принцессу Гоул. Вместе им предстоит пережить забавное и очень интересное приключение.
Головоломки тут, как и в Day of the Tentacle, могут отнять у вас не один час жизни. Абсурдность некоторых загадок взрывает мозг, но продолжать играть все равно хочется, ведь разработчики написали действительно интересную и смешную историю, от которой практически невозможно оторваться.
19. Salt And Sanctuary
Платформы: PC, MacOS, PS4, PS Vita, Xbox One, Nintendo Switch
Многие называют Salt And Sanctuary двухмерным Dark Souls. Такое прозвище игра получила неспроста.
Основное действие, которое вам предстоит выполнять в Salt And Sanctuary — собирать выпавшую из врагов соль и относить ее в святилища. Осложняется все тем, что противники зачастую минимум в два раза больше главного героя и желания просто так отдать заветную соль у них нет.
Умирать в попытках забрать ценный ресурс придется часто. Поэтому стоит уделить особое внимание экипировке и прокачке персонажа, так как некоторых противников удастся одолеть только с определенным снаряжением.
20. Getting Over It with Bennett Foddy
Платформы: PC, MacOS, Linux, Android, iOS
По заверению разработчика Getting Over It with Bennett Foddy была создана исключительно для страданий. Поэтому в этом списке ее не могло не быть.
В игре вам нужно будет карабкаться по уровню с помощью огромной кувалды, сидя при этом в котле. Звучит абсурдно? Ощущается Getting Over It with Bennett Foddy точно так же. Тут и реализм, ведь в жизни тоже сложно передвигаться с помощью котла и молота, и намеренный хардкор в виде не самых простых уровней.
Getting Over It with Bennett Foddy позволяет в полной мере ощутить сложность подъема наверх и боль от падения.