Найти тему

БЬЮЩАЯ БЕЗ ПРОМАХА.Самая знаменитая женщина-стрелок США

Самый известный образ Дикого Запада — ковбой. Бравый мужчина в широкополой шляпе, непременно экипированный револьвером или винчестером. А как насчет женщин? Считается, что их удел был — домашнее хозяйство или сомнительный заработок в кабаре и борделях. С подобными домыслами могла бы поспорить Энни Оукли, вооруженная легкой улыбкой, манерами настоящей леди и дымящейся винтовкой на плече.

Люди, построившие карьеру с помощью оружия, далеко не всегда бывают порядочными.

В лучшем случае это профес­сиональные солдаты, честно исполняющие свой долг, в худ­шем — закоренелые преступники.

Но Энни Оукли, пожалуй, самая знаменитая женщина-стрелок США, сделав за свою жизнь сот­ни тысяч выстрелов, не убила ни одного человека. Ее призванием стала не война, на которой в те времена женщинам еще не было места, а публичные представ­ления. Прекрасная девушка, с идеальной точностью расстре­ливающая тарелки и стеклянные шары, подброшенные в воздух, фитили у горящих свеч и пепел с сигар, зажатых в зубах людей, не­изменно собирала восторженные толпы. Завистники поговаривали, что там замешаны грязные трюки, что она лишь отвлекает внимание, а стреляет кто-то другой. Но по­добные слухи быстро угасали, стоило лишь раз взглянуть на ее шоу собственными глазами. Энни Оукли была подлинным стрелком.

Ее дорога к славе, правда, на­чиналась отнюдь не весело. Фиби Энн Моузи, еще не взявшая псев­доним Оукли, родилась 13 августа 1860 года, став шестым ребенком в чрезвычайно бедной семье ква­керов, жившей в округе Дарк шта­та Огайо. Когда в 1866 году умер отец семейства, ее мать вышла замуж повторно, но и новый муж скончался через пару лет. Из со­стояния бедности они постепенно сползали в нищету, и Энн, будучи не по годам деятельным ребенком, начала охотиться, чтобы хоть как- то поддержать своих. С 7 лет она ставила ловушки на мелкую дичь, принося ее домой или продавая в ближайшем городке. С 8 лет — вооружилась старым отцовским ружьем, умело стреляя белок и кроликов. Сложно себе предста­вить маленькую девочку, крадущу­юся по окрестным лесам с ружьем, размером с нее саму, но этот факт подтверждается всеми, кто был знаком с Энн и ее семьей. Малышка родилась с настоящим талантом к огнестрельному оружию, глазами ястреба и почти бесконечным запа­сом терпения. Все это позволило ей стать прекрасным охотником, но годом позже терпение чуть было не сыграло с ней злую шутку.

Жизнь среди волков

Маленькая охотница стара­лась изо всех сил, но этого ока­залось недостаточно, чтобы про­кормить семью из семи человек.

В 1870-м 9-летнюю Энн отдали в лазарет Дарк Каунти, на вре­менное попечение начальника заведения и его жены. То были добрые люди, которые хорошо с ней обращались, но у них на ру­ках находилось слишком много детей. В том же году одна семья вызвалась взять Энн к себе при условии, что та сможет присмат­ривать за их маленьким сыном.

Взамен они обещали кормить ее, обучать и даже платить неболь­шие деньги. Предложение весьма щедрое, учитывая, что Энн плани­ровала продолжать охотиться и не сидеть у добродетелей на шее.

Только вышло так, что на шею как раз сели к ней, заставив делать абсолютно всю домашнюю рабо­ту — от ухода за скотом до убор­ки, — не позволяя ходить в школу и охотиться, жестоко наказывая за провинности.

В доме людей, которых она звала не иначе как «волки», Энн прожила 2 года. Затем даже ее ангельское терпение лопнуло — и девочка сбежала из фактичес­кого рабства, пройдя 20 миль пешком (более 30 км), чтобы добраться до железнодорожной станции. У нее не было с собой ничего, кроме старой одежды и отчаяния, но, по счастью, вселен­ная вокруг состояла не только из

обманщиков и сволочей. На стан­ции нашелся мужчина, который внимательно выслушал историю Энн, снабдив ее деньгами на би­лет до дома. Единственное, о чем она потом жалела, — что даже не спросила имени незнакомца.

Романтика дыма и пороха

Девочка продолжала охотить­ся, постепенно заработав своим ремеслом достаточно, чтобы рас­считаться за закладную на ферму матери. В общем-то, продолжи она в том же духе, и осталась бы в истории как лучшая охотница штата Огайо. Но судьба распо­рядилась иначе: когда девушке исполнилось 15 лет, она отправи­лась в крупный город Цинцинна­

ти, чтобы навестить свою замуж­нюю сестру. В День благодарения 1875 года там проводилось со­ревнование по стрельбе с участи­ем известного стрелка-виртуоза Фрэнка Батлера. Иммигрант из Ирландии, бывший тренер собак и профессиональны й шоумен, он действительно умел обращаться с винтовкой. Сияя белоснежной улыбкой, Фрэнк обратился к зри­телям: любой желающий, способ­ный одолеть его в стрельбе, по­лучит немалую сумму — 100 дол­ларов! В тот день ему пришлось дважды пережить настоящий шок. Сперва, когда в ответ на его призыв из толпы выступила 15-летняя девушка в скромной одежде. Второй раз — когда на 25-м выстреле он промахнулся и она одержала верх.

Не в силах выдержать позора, блистательный Фрэнк Батлер на­чал... ухаживать за незнакомкой, умоляя выйти за него замуж. И Энн согласилась: по одной информа­ции, спустя год, подругой—спустя 6 лет. Они прожили душа в душу более 40 лет, до самой смерти.

Но перед этим совместно дали такого жару, что имя Энни Оукли (такой псевдоним выбрала себе Энн) гремело не только по всем Штатам, но и в Европе.

Непревзойденная Оукли

Сперва пара Батлер — Оукли выступала где придется: в бродя­чих цирках, варьете и водевилях, с радостью принимавших столь необычных артистов. Фрэнк поч­ти не доставал ружье, в основном ассистируя жене, подбрасывая в воздух бутылки, тарелки и стек­лянные шары, которые та пора­жала на лету. Энни стреляла стоя, со спины скачущей лошади, назад через плечо, целясь по карман­ному зеркальцу. Добровольцы клали на голову яблоки, а в зубы — сигары, разлетавшиеся от пуль Энни, но ни один человек от них не пострадал. В 1885 году молва о ее успехах достигла ушей Буффало Билла, легендарного шоумена США, представления которого «Дикий Запад» фактически по­родили жанр вестерна, каким мы его знаем. Он учтиво предложил Энни и Фрэнку участвовать в его предприятии, и те остались там на добрые 16 лет. «Дикий Запад» и без того был невероятно популярен, а вместе с номерами женщины-стрелка Энни Оукли на каждом представлении царил полный аншлаг. Зрители обожали ее. расхватывая осколки тарелок, пробитые насквозь иг­ральные карты и монеты на талис­маны. выпрашивая автографы при любом удобном случае. Во время турне по Европе Энни выступала перед королевой Викторией и принцем Альбертом, одолела в матче по стрельбе русского ве­ликого князя Михаила и сбила пепел с сигары, зажатой в зубах немецкого кронпринца Вильгель­ма — будущего кайзера. Говорят, что, узнав о начале Первой миро­вой войны, Энни пожалела, что не промахнулась, но, скорее всего, это лишь глупый слух. Все, кто ее знал, утверждали, что страна не рождала более благородной и вежливой леди.

Энни Оукли прожила 66 лет, выступая до последних дней. Но она находила время и на другие вещи: участвовала в благотво­рительности, боролась за права женщин, учила их обращаться с оружием для самозащиты (всего ею было обучено около 15 тысяч женщин). С ней в главной роли был снят один из самых первых филь­мов в мире — на студии Томаса Эдисона, в 1894 году. Всего лишь 25 секунд стрельбы по тарелкам, а какой накал! Винтовка вполне уместна в хрупких женских ру­ках — по крайней мере, если эти руки не знают промаха.