Найти в Дзене
Кое-что о Кино

Кошмар на улице Вязов - обзор всей серии фильмов

Для многих легендарная серия фильмов "Кошмар на улице Вязов" уже давно стала классикой фильмов ужасов, а Фредди Крюгер - одной из самых главных фигур в жанре хоррор. Для меня эти фильмы имеют особое значение. Можно сказать, именно с них началось мое знакомство с кинематографом. Посмотрев их в далеком детстве, я впервые по-настоящему окунулся в мир кино и впоследствии в разные периоды жизни пересматривал всю серию фильмов около 5 раз. Сейчас же я хочу кратко охарактеризовать все эпизоды франшизы, так как каждый фильм уже давно стал для меня чем-то родным и близким, и отметить, какая часть понравилась мне больше, а какая меньше. Поехали! 1. "Кошмар на улице Вязов" (1984) Самая первая и самая оригинальная часть. В ней наиболее точно воплотилось авторское видение режиссера Уэса Крэйвена его собственной истории, которая родилась из обычной газетной заметки. Фредди Крюгер - довольно нетипичный маньяк, который балансирует на грани жестокости и черного юмора. Необычна и сама задумка убийств лю
Оглавление

Для многих легендарная серия фильмов "Кошмар на улице Вязов" уже давно стала классикой фильмов ужасов, а Фредди Крюгер - одной из самых главных фигур в жанре хоррор. Для меня эти фильмы имеют особое значение. Можно сказать, именно с них началось мое знакомство с кинематографом. Посмотрев их в далеком детстве, я впервые по-настоящему окунулся в мир кино и впоследствии в разные периоды жизни пересматривал всю серию фильмов около 5 раз.

Сейчас же я хочу кратко охарактеризовать все эпизоды франшизы, так как каждый фильм уже давно стал для меня чем-то родным и близким, и отметить, какая часть понравилась мне больше, а какая меньше. Поехали!

1. "Кошмар на улице Вязов" (1984)

-2

Самая первая и самая оригинальная часть. В ней наиболее точно воплотилось авторское видение режиссера Уэса Крэйвена его собственной истории, которая родилась из обычной газетной заметки. Фредди Крюгер - довольно нетипичный маньяк, который балансирует на грани жестокости и черного юмора. Необычна и сама задумка убийств людей в их собственных же снах, тем более для жанра слэшер, который никогда не славился особой изобретательностью.

Кроме этого, здесь мы впервые встречаем героиню Нэнси Томпсон, которая появится еще в нескольких фильмах серии, и молодого Джонни Дэппа, для которого эта роль стала первой в кино.

Нэнси Томпсон (Хизер Лангенкамп) и Глен Ланц (Джонни Дэпп)
Нэнси Томпсон (Хизер Лангенкамп) и Глен Ланц (Джонни Дэпп)

Добавим сюда запоминающуюся на всю жизнь музыкальную тему Чарльза Бернштейна, прорывные для тех лет спецэффекты и интересную историю. Что может быть лучше? Эта картина спасла тогда молодую кинокомпанию "New Line Cinema" от банкротства и неожиданно оказалась успешной. Безусловно, один из самых удачных фильмов серии, классика как среди франшизы, так и среди всего жанра ужасов.

2. "Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди" (1985)

-4

Продолжение, вышедшее год спустя, считается чуть ли не худшим фильмом во всей серии. Причины тому, естественно, имеются. Однако мне эта часть всегда нравилась, даже не знаю, почему, ведь объективно фильм немного странный и сильно отличается от предыдущего.

Уэс Крейвен не горел желанием продолжать придуманную им историю, считая ее завершенной, поэтому уступил место другому режиссеру. Возможно из-за смены автора фильма и наметились проблемы. В первую очередь изменился тон фильма. Фредди из интересного и неоднозначного маньяка, исследовавшего потаенные страхи своих жертв и пользовавшегося этим, превратился в прямолинейного потрошителя, который кладет подростков пачками (не даром "Месть Фредди" является фильмом с наибольшим количеством убийств в серии - отомстил так отомстил!). Исчез характерный для его персонажа юмор, а Фредди в целом стал более плоским. Даже заметно ухудшился его грим, который выглядел теперь стрёмно. В фильме Крюгер больше появлялся в реальном мире, чем мире снов, и в убийствах стал гораздо более жестоким. Никого не напоминает? Подобное поведение характерно для другого известного киношного маньяка - Джейсона Вурхиза из "Пятницы 13". На мой взгляд, такой закос был неуместен и сильно упрощал такого интересного персонажа, как Крюгер.

-5

Были и другие неоднозначные моменты. 2 часть "Кошмара" имеет явный гомосексуальный подтекст. Скорее всего, это связано с нетрадиционной ориентацией исполнителя главной роли Марка Паттона, и я бы не сказал, что это плохо. Но, извините, довольно недвусмысленная сцена в душе и целый эпизод в гей-баре (да-да), по-моему, лишние в сеттинге "Кошмара на улице Вязов".

Однако в детстве я совсем не обращал на это внимания. Для меня это вполне достойное продолжение с присущей первой части атмосферой, за исключением вышеперечисленных случаев. "Месть Фредди" я провалом не считаю и все-таки порекомендовал бы ее к просмотру.

3. "Кошмар на улице Вязов 3: Воины Сна" (1987)

-6

Данный фильм я бы назвал лучшим из всех, даже превосходящим оригинал 1984 года. Хоть в режиссерском кресле вновь сидел другой человек, Уэс Крейвен числился одним из сценаристов (вместе с самим Фрэнком Дарабонтом). И это чувствуется сразу: видно, что картина является продолжением той самой истории, начатой Крэйвеном в 1 части.

Теперь Крюгеру противостоят так называемые "Воины сна" - группа ребят, попавших благодаря Фредди в психиатрическую больницу. В жизни их принимают за фриков и умалишённых, однако в мире сна они настоящие супергерои, сильные и уверенные в себе, способные дать своему мучителю отпор. Мне очень нравится такая концепция, и реализована она предельно хорошо. Главным связующим звеном в фильме выступает девушка Кристин, которая благодаря своей способности, может затаскивать в свои сны других людей. Также в 3 части появляется знакомая нам Нэнси Томпсон, которая, правда, теперь взрослая и в качестве доктора психлечебницы помогает главным героям в борьбе со злом.

-7

Фильм крепко сбитый и разнообразный. Крюгер предстаёт в самых разных воплощениях: в виде скелета, маленькой марионеточной куклы и огромного червя (плюс еще один страх из детства). В этой части, помимо прочего, немного раскрывается его предыстория.

4. "Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна" (1988)

-8

Тоже очень добротная и качественная часть. Имеет много сходств с 3: по большому счету в ней присутствует все то же (даже те же герои), только лучше и продуманней. Вместе 3 и 4 части образуют для меня некое единое целое, и поэтому люблю я их одинаково. Оба эпизода, на мой взгляд, классические в серии, и в них предстаёт тот самый канонический Фредди Крюгер, о котором каждый из нас имеет представление.

-9

С каждой серией мир снов становился все красочнее и многограннее, а убийства Крюгера все изобретательнее и изощреннее. В "Повелителе сна" все это достигло своего пика, а потом, как мне кажется, пошло на спад.

5. "Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна" (1989)

-10

Вот уже этот фильм лично я считаю худшим в серии. Наверное, это удел любой большой франшизы - рано или поздно скатываться куда-то вниз. И, по моим ощущениям, именно начиная с этой части авторы фильмов нарушили идеальный баланс предыдущих картин.

В какой-то момент "Кошмар на улице Вязов" стал пародией на самого себя. Главные герои стали поверхностными и картонными, сцены убийств не такими оригинальными и, я бы даже сказал, вымученными. Чувствуется бесконечное самокопирование в угоду зрителям одних и тех же эпизодов, которые немного в другой форме мы уже видели до этого. И самое-то главное, бывают случаи, когда создание чего-то успешного по одной проверенной формуле приносит постоянный успех. Видимо, в 5 части в формулу закралась ошибка. Весь фильм можно охарактеризовать так: вроде бы все то же самое, только пресное и унылое.

-11

Фредди Крюгер - центральное место любого фильма серии - стал карикатурным и нарочито несерьезным. Некогда уместный черный юмор превратился в глупые кривляния. Отныне Фредди стал шутом, а каждая сцена с ним - очередным номером в цирке. Объяснить это можно тем, что к тому времени Крюгер давно стал объектом поп-культуры, в результате чего и произошло его вырождение. Даже внешний облик его стал каким-то более глянцевым и лощенным (что неудивительно: теперь Крюгер чаще появлялся в сериалах и на страницах комиксов, а не в кино). А ведь когда-то этот персонаж мог по-настоящему напугать... Именно с части "Дитя сна" можно сказать, что серия окончательно превратилась из плода авторской задумки в массовый студийный продукт, без души и наполненности. Поэтому зачем такое смотреть?

6. "Кошмар на улице Вязов 6, или Фредди мертв: последний кошмар" (1991)

-12

В принципе к нему относится все то, что я говорил о "Дитя сна", хотя в целом 6 фильм "Кошмара" неплох и значительно лучше предыдущего. В нем Фредди наконец-то убивают и вроде бы даже навсегда (но это не точно). Да, он по-прежнему серый, все такой же неоригинальный, но в общем смотрибельный. Немного напрягает главная сюжетная линия с непонятно откуда взявшейся дочкой Крюгера. Но то, что создатели осознанно решили вовремя остановиться, уже заслуживает похвалы. И на том, как говорится, спасибо.

-13

Фильм вышел в 1991 году, незадолго до смерти великого рок-певца Фредди Меркьюри, и по злой иронии назывался "Фредди мертв". Два великих Фредди умерли в один год. Но вместо просмотра последней части "Кошмара на улице Вязов" лучше пойти послушать пару песен Queen.

7. "Новый кошмар Уэса Крэйвена" (1994)

-14

По большому счету 7 часть не имеет никакого отношения к остальным, но за штурвал вновь встал Уэс Крэйвен, на этот раз взяв на себя и режиссуру, и работу над сценарием, и воплотил свою новую оригинальную идею. В результате вышло очень свежо и креативно. Крэйвен поступил очень хитро: "Новый кошмар" вроде бы и продолжение, а вроде бы нет, вроде бы очередной фильм с Фредди Крюгером, а вроде бы новая самостоятельная картина.

Технически "Новый кошмар" действительно не имеет ничего общего с предыдущими частями. Действие фильма разворачивается в реальном мире с настоящими актерами, снимавшимися в "Кошмаре на улице Вязов" - Хизер Лангенкамп (Нэнси Томпсон), Робертом Инглундом (Фредди Крюгер) и самим Уэсом Крэйвеном. Неожиданно оказывается, что Фредди Крюгер существует в настоящем мире за пределами фильма - он имеет другую внешность, но остальные признаки остались прежними: шляпа, красно-зеленый свитер, перчатка. И теперь он терроризирует своих создателей.

-15

Несмотря на то, что фильм правда немного обособлен ото всей франшизы, мне он очень нравится. Заметили, что все, к чему прикасался Уэс Крэйвен, в итоге выходило просто замечательным? И здесь как раз присутствует тот самый дух именно крэйвеновского "Кошмара на улице Вязов" - истинного и первоначального "Кошмара".

Вновь оригинальная концепция, увлекательная история, потрясающие актеры и цепляющая музыка. "Новый кошмар Уэса Крэйвена" - своего рода мета-высказывание режиссера о своих собственных фильмах. И уже только по этой причине картину интересно смотреть.

8. "Фредди против Джейсона" (2003)

-16

"Фредди против Джейсона" можно было бы рассмотреть и в контексте франшизы "Пятница 13", но я сделаю это здесь, так как, думаю, фильм больше про Фредди Крюгера, чем про Джейсона Вурхиза.

И что мы имеем. Фильм-столкновение двух титанов от жанра хоррор. Определенно лучший аниме кроссовер в истории. Если серьезно, то идея фильма действительно интересна - противопоставить двух самых известных маньяков в кино и дать им схлестнуться лицом к лицу, таким образом, хоть на короткое время, объединив две культовые франшизы. И это до всяких там Мстителей и прочих супергероев.

Конкретно сам фильм вышел очень хорошим. Да, это типичный хоррор начала нулевых, без каких-либо особых изысков, но... Мне это нравится! Ведь что скрывать: основное, что все ждали в этом фильме - это мочилово двух кровожадных маньяков. И получили это сполна! Драки в фильме выше всяких похвал и запоминаются еще очень и очень надолго.

-17

Отдельно хотелось бы отметить внешний облик Фредди Крюгера. Грим персонажа также вышел просто отличным, и я считаю, что в этом фильме воплотился лучший его образ, если мы говорим о внешности. Реально мерзкие ожоги, гнилые заостренные зубы, дикие яростные глаза - все это вызывает настоящий ужас.

9. "Кошмар на улице Вязов" (2010)

-18

Бонусом предельно кратко затрону ремейк 2010 года, так как, кто бы мог подумать... Фильм плох! Это кто угодно, но только не Фредди. Прости, Уэс, мы всё... Кстати, любопытно, что именно этот фильм я посмотрел в детстве первым из всей серии. Благо, приятных воспоминаний от оригинальной франшизы хватило, чтобы затмить этот позор.

Итог

И теперь хочу немного высказаться о всей серии фильмов в целом. Кто-то скажет, что все эти картины предельно тупы и не содержат в себе ничего, кроме кровавых убийств. С этим можно согласиться, но лично для меня они никогда не были таковыми. Я никогда не смотрел их ради того, чтобы увидеть, как расправляются с очередной жертвой, и никогда не наслаждался этим.

Для меня эти фильмы прежде всего дверь в другую эпоху, окно в мир, в котором царят свои правила и распорядки и в котором происходят определенные события. Мир прямиком из моего детства. Мир, который я так люблю и периодически к нему возвращаюсь.