Найти тему

“Взорвется? Не должно!”. Как экспериментировал в детстве сооснователь нашей компании

“Не взорвется? Не должно!” - мысль, которая пролетает в голове у каждого химика перед экспериментом. Сооснователь “Умных городов”, химик Михаил Каптюг, знаком с ней с детства.

Михаил Каптюг
Михаил Каптюг

***

Я родился в семье военных: отец служил радиоинженером, заместителем руководителя по технической части. Мама - старший прапорщик. Их воинская часть была оснащена по высшему разряду, и на складах было много вещей, которыми армия не пользовалась вообще. Отец приносил бесполезные реактивы в килограммовых банках: марганцовку, дихромат калия, хлорид бария, серную кислоту, цинковую пыль - много всего. У подруги мамы на работе очень часто списывали посуду, и все, что должно было отправиться на свалку, попадало ко мне.

Вот 8 историй из моей лаборатории:

1. Когда я только начал экспериментировать, о лабораторном халате никто не подумал. Я работал с сильными кислотами в футболках, и после каждого опыта на одежде появлялись маленькие дырочки. После трех загубленных вещей на меня обрушился праведный гнев мамы и мы решили пожертвовать одной футболкой, сделав ее лабораторной. Она выглядела так, как будто в нее несколько раз выстрелили мелкой дробью.

Серная кислота легко разъедает ткань
Серная кислота легко разъедает ткань

2. Я смешивал марганцовку с серной кислотой. Получался сильный окислитель, в котором воспламенялась любая органика. Было здорово капать в нее спирт и смотреть на вспышки. Но как-то раз ночью окислитель смешался с глицерином в оставленной посуде, и получился столб огня до потолка. Тогда я был как никогда близок к отлучению себя от экспериментов.

Горение органики с сильным окислителем
Горение органики с сильным окислителем

3. Электротехникой я никогда не интересовался, но как-то раз отец отдал мне очень хороший преобразователь тока. Я мигом приспособил его для электролиза. Когда я стал разлагать поваренную соль, хлора выделилось больше, чем я рассчитывал, и мой отец-аллергик чуть не отравился. Тогда папа всерьез пригрозил выбросить лабораторию, и упоминал маму в не совсем понятном мне контексте. Но все обошлось.

Газообразный хлор
Газообразный хлор

4. После опыта с хлором я нашел преобразователю тока более мирное применение: стал заниматься гальванопластикой и гальваностегией: делал медные копии поверхностей разных предметов. Это была очень сложная технология, но мне удалось идеально подобрать все параметры.

Листья, полученные гальваностегией
Листья, полученные гальваностегией

5. Помню пример очень правильного отношения родителей к моим экспериментам. Я выращивал кристаллы медного купороса, но была проблема: на воздухе они быстро заветривались и покрывались белым налетом. Папа придумал рецепт лака, которым мы покрывали кристаллы. Они всегда выглядели свежо и ярко.

Кристалл медного купороса
Кристалл медного купороса

6. Я быстро освоил перегонку, да так хорошо, что открыл аналитическую лабораторию для папиных сослуживцев. Они приносили мне спирт, чтобы узнать, добавляют ли в него глицерин.

Схема перегонной установки
Схема перегонной установки

7. Многие реактивы можно было купить в рецептурных аптеках. Когда мне понадобился резорцин, я попросил маму сходить за ним. Домой она пришла красной - этим веществом лечили кожные заболевания, а аптека была как раз напротив кожвендиспансера. Мама обиделась и сказала, что в следующий раз я пойду позориться сам.

Рецептурная аптека
Рецептурная аптека

8. Конечно, как и все мальчики моего поколения, я мешал марганцовку с магнием - получались очень яркие вспышки. Но взрывчатые смеси меня особо не привлекали. Возможно, сказывалось то, что мы жили около военной части, и дети нередко играли, бросая в костер патроны. Но я держался от этого в стороне, и поэтому не получал сильных травм.

Пример реакции марганцовки с магнием
Пример реакции марганцовки с магнием

Когда семья переезжала в Ростов-на-Дону, я честно сдал свою лабораторию в любимую школу. Учителя были очень благодарны. Можно сказать, никакого присвоения социалистического имущества не произошло: я просто конвертировал оборудование из военно-промышленного комплекса в сферу народного образования.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знакомился с химией безопасно и читал объяснения опытов от молодых ученых, приобретите набор “Новогоднее расследование”. В нем есть все для 8 экспериментов, объединенных детективным сюжетом. С его помощью даже можно устроить приключенческий квест в квартире. Подробности по ссылке.

____________

Sciencely — это образовательные программы для детей 7-16 лет в онлайне и офлайне, а также наборы для научных экспериментов. Мы, выпускники естественнонаучных факультетов МГУ и молодые врачи, делаем непонятное понятным и для ребят, и для родителей. Занимайтесь и будьте с нами: https://scly.me/us