Найти в Дзене
Эффект Макгаффина

Кто кого: стриминги vs классический прокат

Оглавление

Подходит к концу 2020 год, пожалуй, один из самых нервозных в новейшей истории. Этот год стал основополагающим для стримингов. Так что мы постараемся понять, победили ли они обычный прокат или нет.

Большую часть года, нам пришлось прожить в самоизоляции, возможно, в дали от близких, а возможно, наоборот слишком рядом. Несколько месяцев не работали кафе, рестораны, бары и, конечно, кинотеатры. Все это не могло не повлиять на кино, как с индустриальной точки зрения, так и с эстетической.

Победа стримингов?

-2

За время самоизоляции, статистика просмотров на всех стримингах, ожидаемо выросла. Вот, например, статистика по времени, проведённом пользователями на разных американских стриминах в августе 2020 года.

-3

Но, главный вопрос заключается в другом. Уйдёт ли кино с больших экранов на малые? Первым на ум приходит документальный фильм Вима Вендерса, снятый в 1982 году "Комната 666". В нем, самые главные режиссёры своего времени рассуждают о том, убьёт ли телевидение кино. Однозначного ответа, само собой, никто дать так и не смог, но спустя время уже мы можем зафиксировать не только, что пациент скорее жив, но и то, что благодаря телевидению в 90-х кинематограф получил огромный эстетический заряд, что позволило ему существовать параллельно.

Комната 666
Комната 666

В то же самое время в истории кино такого ещё не было. Во-первых, стриминги в отличии от телевидения дают некоторую свободу просмотра. Мы можем выбрать что, где и когда мы хотим увидеть. Кинотеатральный показ, несмотря на некоторое разнообразие прокатной сетки, этого предложить не может. Во-вторых, стриминги просто напросто дешевле. Средняя стоимость одного билета в кино на территории США около 9$, в Европе примерно так же. В свою очередь, стоимость премиум-подписки на Netflix - 14$. Даже если, учесть, что для доступа к большей части картин придётся оформить несколько подписок, экономика все равно на стороне платформ.

В этой ситуации, недавнее решение Warner Bros. отныне выпускать все релизы одновременно в кинотеатрельный прокат и на стриминге HBO Max выглядит, как показатель некоторых тектонических сдвигов внутри индустрии. Несмотря на большой скандал, возникший из-за этого решения, кажется в ближайшем будущем остальные студии будут переходить на схожую модель.

Что с кинотеатрами?

-5

В нынешней ситуации, более-менее очевидно, что пострадают в первую очередь самые маленькие. Независимые кинотеатры, занимающиеся показами авторского и экзотического кино - под угрозой вымирания. Часть из них уже закрылась, а ещё часть неизбежно закроется в 2021 году. То же самое грозит и независимым прокатчикам, которые и до пандемии далеко не всегда могли похвастаться финансовыми успехами. Крупные же сети, сбросив балласт, выплывут.

Но главный для меня вопрос конечно не в самих кинотеатрах, а в их содержании.

По ощущениям, авторское кино никуда не денется, его возможно станет только больше. Пока что платформы склонны давать большие деньги на арт-мейнстрим и покупать такие фильмы для каталога. Другой вопрос с более глубинным артом, условной программой фестиваля в Локарно. Для них уже есть свои собственные отдельные платформы (Criterion Channel, Mubi), но они готовы только закупать картины, но не производить. Так что надежда остается там же, где и была все это время - всяческие европейские киноакадемии.

"Видео Бенни" Михаэля Ханеке
"Видео Бенни" Михаэля Ханеке

Самая страшная судьба ждёт большие голливудские картины вроде "Мстителей", "Аватара" и прочего. По последней презентации Диснея, основного производителя "огромного" кино, становится ясно, что ставка отныне лежит на проектах поменьше, но в большем количестве. Похоже в миллиардные сборы компания больше не верит.

-7

Также как пеплумы (дорогие исторические драмы, снимавшиеся в Голливуде в 50-х) умерли от того, что стали слишком большими, так и последние "Мстители" рискуют стать лебединой песней крупнобюджетного кино.

Прогнозы и ожидания смешанные. Со времён фильма Вендерса, в спорах о смерти кино мы ушли не очень далеко.

Ходить ли в кинотеатры или не рисковать лишний раз и выбрать домашний просмотр - выбор остаётся за вами. В любом случае, кино от нас никуда не денется, даже если изменится то, как мы его смотрим.

Антон Баламутин