Найти тему
НЭБ

Василий Бессель и нотный винтаж

Вторая половина XIX и начало XX века в России – время появления и активного развития целого ряда музыкальных издательств. Эпоха создания знаменитых творений Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, появления первых русских консерваторий, расцвета домашнего музицирования ввела в моду книгопечатание нотной литературы и учебных пособий. Издания П. Юргенсона, М. Беляева, Ф. Стелловского, Ю. Гессера, М. Бернарда, А. Гутхейля, Г. Циммермана, В. Бесселя заполнили эту лакуну широчайшим диапазоном публикаций. Составить представление о размахе деятельности нотоиздательских фирм России того времени можно по специальным коллекциям из НЭБ «Русский романс», «Детская музыка в изданиях 1850–1917 гг.», «М. М. Ипполитов-Иванов. К юбилею композитора», «Сочинения П. И. Чайковского в изданиях П. И. Юргенсона» и «Ноты издательства "А. Гутхейль"». Данная статья посвящена работе Василия Бесселя и его компании.

150 лет назад, осенью 1869 года, в Петербурге был открыт магазин музыкальной литературы при издательстве «В. Бессель и К̊» («W. Bessel et Cie Editeurs»), основанном «свободным художником музыки» Василием Васильевичем Бесселем (1843-1907) и его братом Иваном Васильевичем. Спустя два года, в 1871 году, братья открывают и собственную нотопечатню с передовыми для того времени печатными станками. Решив заняться нотоизданием, братья серьезно изучили опыт, накопленный известными фирмами Европы ко второй половине XIX века. Постепенно были определены содержательная часть и коммерческая политика будущего издательства: Василий, имея профессиональное музыкальное образование (в 1865 г. он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию), отвечал за музыкальную часть, Иван – за технологическую и коммерческую деятельность.

«В. Бессель и К̊»
«В. Бессель и К̊»

Новый магазин сразу привлек публику разнообразием репертуара, наличием сочинений в первую очередь русских композиторов и лучших зарубежных, приемлемыми ценами. Само разделение помещения магазина на специальные отделы помогало ориентироваться: здесь были выделены «оперы», «камерная музыка», существовал даже специальный отдел «партитуры». В магазине можно было найти также отдельные хоровые и оркестровые партии крупных сочинений, переложения популярных романсов разных композиторов для любого голоса, либретто опер и балетов, учебную литературу.

М. Мусоргский «Детская»
М. Мусоргский «Детская»

Популярности нот способствовал свой индивидуальный стиль: прекрасный полиграфический почерк издательства – нотные знаки и текст были четкими и красивыми – и броское, яркое, информативное художественное оформление обложек и титульных листов. Вокальный цикл Модеста Мусоргского «Детская» вышел с титульным листом, созданным известным русским художником Ильей Репиным. Особенность рисунка заключается в том, что каждая буква названия – Детская – представляет собою какую-нибудь игрушку, здесь много деталей, которые хочется долго рассматривать. Конечно же, такие ноты привлекали внимание ребенка. «"Детская" "с благословения Мусоргского" была издана в 1872 году В. Бесселем с текстом на русском и французском языках (перевод М. Делин позволил распространять ноты за рубежом). Активное и заинтересованное участие в организации публикации принял В. В. Стасов; именно через него автор обратился к Репину с просьбой сделать рисунок для обложки, что художник и осуществил с явным вдохновением. Издание получилось нарядным, так что Бесселю не стыдно было преподнести его Листу во время визита к великому маэстро в мае 1873 года» (Немировская И. А.).

Н. А. Римский-Корсаков, ноты
Н. А. Римский-Корсаков, ноты

Главной целью издательства стало стремление служить музыкальному искусству и популяризировать лучшие образцы зарубежной и отечественной музыки. Большое внимание В. Бессель обращал на произведения молодых, подававших надежды талантливых композиторов (например, А. К. Лядова). Как известно, со временем Бессель стал главным издателем сочинений Модеста Мусоргского. В издательстве вышли многие оперы Н. А. Римского-Корсакова, среди которых «Пан воевода», «Псковитянка», «Снегурочка», «Кащей Бессмертный».

П. И. Чайковский «Ромео и Джульетта»
П. И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

В фондах НЭБ хранятся около пяти тысяч нот фирмы В. Бесселя. Среди них – издание увертюры-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

1. Н. Соловьева «Месть (Корделия)». 2. «Мелодекламации» А. Васильева
1. Н. Соловьева «Месть (Корделия)». 2. «Мелодекламации» А. Васильева

Личность Василия Бесселя была многогранна – его интересовало не только собственно печатание нот, но и вопросы авторского права; он вел активную общественную деятельность, участвуя в российских и зарубежных выставках, принимая участие во многих проектах, связанных с издательством и продажей нот, музыкальных инструментов и т. д. Бессель состоял председателем «Русского Общества музыкальных издателей и торговцев нотами и музыкальными инструментами». С 1872 по 1877 гг. он издавал еженедельный журнал «Музыкальный листок», а с 1885 по 1889 гг. «Музыкальное обозрение». Перу издателя принадлежат труды «Материалы к истории нотно-издательского дела в России», «По поводу проекта статей по авторскому праву», «Новое положение об авторском праве на произведения музыкальные : Памятная записка», «Нотное дело».

Обложки нот издательства В. Бессель
Обложки нот издательства В. Бессель

Вышедшие в то время издания знакомят читателя как с сочинениями знаменитых русских и зарубежных композиторов, так и с широким кругом имен авторов и исполнителей, необыкновенно популярных тогда и почти незнакомых или забытых в наши дни. Среди произведений таких авторов – опера Н. Соловьева «Месть (Корделия)», «Стрекозы» Н. Аваева или «Мелодекламации» А. Васильева.

1. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. 2. «Опричник» П. И. Чайковского
1. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. 2. «Опричник» П. И. Чайковского

Коллекция, представленная в НЭБ, демонстрирует богатство и уникальность продукции известной нотоиздательской фирмы – клавиры опер «Опричник» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Демон» Рубинштейна, партитура симфонии Римского-Корсакова «Антар», многочисленные романсы.

В издательстве выходили популярные учебные пособия, среди которых «Новейшая фортепианная школа Эмиля Бреслаур» или «Новое руководство к постановке голоса» С. П. Капелли.

1. «Новейшая фортепианная школа Эмиля Бреслаур». 2. «Новое руководство к постановке голоса»
1. «Новейшая фортепианная школа Эмиля Бреслаур». 2. «Новое руководство к постановке голоса»

Братья Бессель «все время служили интересам русского искусства, причем с чуткостью талантливых людей предпринимали издания не только того, что было в ходу и в моде, а того, что было еще совсем вновь, шло обычно вразрез и, благодаря самобытности приемов, склада, направления, могло ожидать спроса и сбыта лишь в отдаленном будущем» (Музыкальная хроника // Артист: Журнал изящных искусств и литературы, 1894, №11(43)). Это мнение их современников как нельзя лучше характеризует издательство, вписавшее яркую страницу в историю отечественного музыкального искусства.

  • Материал подготовлен А. А. Семенюк (заведующей Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ) и Л. Б. Баяхуновой