Найти тему
Путь к причалу

Румпель или штурвал.

Приветствую, друзья, на канале "Путь к причалу"!

Не утихают споры, что лучше и удобнее румпель и штурвал? Выскажу в этой статье свое личное мнение. Два этих способа управление лодкой имеют равное право на существование. Не будем здесь касаться жесткокорпусных лодок и РИБов от 5 метров, где преобладает дистанционное управление в подавляющем большинстве случаев. Хотя считать, что румпель удел только маломощных моторов было бы ошибкой!

Трудно представить как можно с помощью румпеля управиться с таким "зверем", но факт.
Трудно представить как можно с помощью румпеля управиться с таким "зверем", но факт.

Для многих румпель, это своего рода адреналин, когда сам ощущаешь напряжение и мощь мотора, сродни управлению, скажем мотоциклу. Управление острее и четче чем на дистанции, это объясняется возможностью повернуть мотор на значительно больший угол. И место свободное появляется .А в случае с лодками ПВХа, позволяет моторной лодке оставаться именно мобильным (перевозимым в багажнике легкового автомобиля) комплектом. Многие отмечают, что и на рыбалке румпельное управление удобнее, особенно при троллинге и лучше всего, если речь идет о так называемом «мультирумпеле». Главная область применения румпельных моторов, это небольшие до 4м лодки ПВХ, жесткокорпусные водоизмещающие лодки типа «Пеллы». Реже, но встречаются румпельные моторы и на глиссирующих лодках, как правило до 4м . Кстати некоторые аргументируют установку румпельного мотора, организации спального места в небольшой лодке или необходимость в достаточно большом кокпите

Румпель-стиль жизни.
Румпель-стиль жизни.

Можно сказать, что выбор типа управления , это вопрос "религии".

На мой взгляд главный недостаток такого управления, это смещение основной массы в корму. Не случайно часто используют такое устройство, как удлинитель румпеля. Многие знают как приходится смещаться к центру лодки, пытаясь выйти на глиссирование ... Но все это касается только маломощных моторов, в остальных случая выход на глиссирование не представляет сложности. В принципе смещение центра тяжести к носу положительно влияет на скорость и время выхода на глиссирование на любой моторной лодке.

Дистанционное управление конечно штука удобная и приятная, особенно на высоких скоростях и длинных дистанциях. Мощный румпельный мотор с не очень опытным шкипером может сыграть на скорости злую шутку именно из-за излишней поворотливости лодки. Но на малом ходу задумчивость дистанционного управления, необходимость для даже небольшого поворота энергично крутить руль, бывает несколько напрягает. Дистанционное управление, как и любой механизм может выйти из строя. При румпельной рулежке может выйти из строя если только сам судоводитель..) В любом случае практически любой румпельный мотор можно переделать под дистанцию, а вот наоборот если только так….

Вынужденная переделка под румпель
Вынужденная переделка под румпель

Некоторых раздражает практически не искореняемый люфт редуктора при тросовом управлении, который может достигать и 20 градусов . Конечно можно применить и гидравлическое управление, но там раздражать будет уже цена..

Кстати открыл для себя недавно, что и для румпельных моторов бывает авторулевой ,довольно интересная штука… Используют их конечно в основном для яхт, но умельцы переделывают и под румпель лодочного мотора. Кстати и цена на них сопоставима со стоимость небольшого лодочного мотора. Начинается от 40000руб.
Яхтенный авторулевой, подойдет и для румпельных моторов.
Яхтенный авторулевой, подойдет и для румпельных моторов.

Вывод напрашивается простой! Для мощных, скоростных катеров ходящие на большие расстояния предпочтительней штурвал, он поможет судоводителю несколько расслабиться и компенсирует ошибки управления. Но для небольших рыбацких, активно маневрирующих лодок- румпель. Только он позволит почувствовать себя единым целым с моторной лодкой!

Подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки!

Семь футов под килем!

Авто
5,66 млн интересуются