Найти тему
Поступай правильно

Что делать, если ребёнок пасует перед неудачами?

Оглавление

Можно долго обсуждать пробелы в воспитании, рекомендовать огромное количество методик и прочее, но это не поможет, или… когда-нибудь, в будущем, сработает.

Дети часто меняют свои увлечения, сегодня он хочет заниматься робототехникой, завтра может захотеть научиться играть в шахматы, послезавтра мечтает выучить китайский язык.

С одной стороны - это неплохо, что ребенок меняет свои интересы, так он расширяет свой кругозор, познает новое и подбирает то, что интересно именно ему. С другой стороны – это может быть признаком того, что он бросает увлечение из-за маленькой неудачи. Не получилось решить задачу - забросил математику, дети посмеялись над собранным их роботом - перестал ходить на занятия. Причем сложность может быть любая.

Получается, ребенок болезненно воспринимает критику, проигрыш. Неудачи заставляют его вообще отказываться от любимого дела, чтобы избежать переживаний.

Воспитываем лидера

Детям важно быть всегда успешным и побеждать. Для них это ощущение собственной «хорошести», его положительное самоощущение успешности. Соревновательность присуща всем детям. А любая неудача приравнивается к ощущению «я плохой», «я ничего не умею»

Я часто наблюдала, как дети, участвуя в олимпиадах, превращались из незаметных - в блистающих, из серых птенчиков - в орлов. Менялось отношение учителей и одноклассников к этим детям, их стали уважать. Дети почувствовали свою значимость и успешность.

Почему я рекомендую заняться именно предметными олимпиадами школьников

  • Они доступны всем;
  • Программа олимпиадных заданий соответствует школьной программе;
  • Углубленное изучение предмета - хорошая успеваемость;
  • Все равно в школе изучают этот предмет, дополнительные занятия не будут лишними;
  • Математика, физика, информатика, химия, биология - это вообще здорово, многим детям гуманитариям эти предметы даются сложнее;
  • Неправда, что дети равнодушны к успехам в учебе;
  • Уважение преподавателя и одноклассников;

Детям важно быть успешными в школе, так как учеба- основная часть их жизни. Одноклассники начинают обращаться за помощью в решении задач (или другие просьбы, в зависимости от предмета). И таких просьб будет больше, чем, например, просьб помочь собрать робота, или научить забивать мяч в ворота. Хотя любое увлечение - замечательно.

Лидерство всего лишь по одному предмету поднимет авторитет среди сверстников.

* * *

Учим ребенка не пасовать перед неудачами

Никто не хочет быть плохим, даже взрослые. Самооценка ребёнка складывается в системе его отношений с главными людьми его жизни, с близкими.

Понаблюдайте: за что вы хвалите ребенка? Какие ожидания вы транслируете ему? На что обращаете внимание? Достаточно ли поддержки он получает? Понимаются ли в семье негативные чувства ребёнка - злость, досада, раздражение? Это важно.

1) Сложность возникает там, где ребенок не может «переварить» напряжение, связанное с какими-то трудностями, помогите ему решить задачу, преодолеть эту трудность, без злости и раздражения.

2) Делайте все вместе, покажите, что если не получается, надо просто отложить ненадолго, чтобы напряжение не нарастало.

3) Всегда можно попросить «помощь зала» - ребенок понимает, что все близкие неравнодушны к его занятиям, все заинтересованы ему помочь, чувствует поддержку, учится решать проблемы, а не прятать «голову в песок»

4) Хвалите ребенка, разбирайте ошибки в действиях ребенка без критики.

5) Ваша увлеченность умножит увлечённость ребёнка, он будет стараться вас опередить и превзойти, вы же давно учились в школе, многое забыли, и, по мнению ребенка, вы слабее его в этом направлении.

Попробуйте отделить личность ребёнка от той деятельности, которой он занимается. Например, ребёнок показал хороший результат, и мы должны его хвалить не за то, что он молодец и быстро справился с определенной задачей, а именно за его усилия и старание: «Я знаю, как сильно ты постарался, чтобы добиться этого». В этом случае результат не имеет такого решающего значения, потому что вы обращаете внимание на личность ребенка, его вклад в деятельность. И, впоследствии, плохой результат не будет так сильно расстраивать ребенка, не получилось - досадно, ну и ладно.

Ребенок начнет понимать, что для того чтобы освоить какой-то навык, нужно время. И это всегда не быстро. Поначалу всегда трудно, но с каждым разом все будет получаться лучше и лучше, если прикладывать усилия.

Ваше участие и поддержка крайне важна. Особенно тогда, когда уже есть какая-то непростая история. Ваша заинтересованность в интересах ребёнка показывает ему, что вы готовы разбираться, помогать, искать индивидуальный подход. Именно вы - проводники в мир новых знаний и умений.

Успеха и удачи вам!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!