Найти тему

Открытый диалог с Арсеном Нерсисяном.

Оглавление

Арсен Нерсисян — основатель и идеолог проектов The Orator.Club Moscow, Городские Легенды (чтения со звездами). Ведущий проекта Трибуна.

Поговорим о том, как научиться получать удовольствие от выступлений, владеть аудиторией, проводить переговоры любой сложности и избежать основных ошибок в донесении информации.

Про Orator.Club

Мы изначально не были бизнес-проектом, были творческой задумкой, идеей — Performance edutainment и society. Это сообщество людей, которым не всё равно. Место, где могут реализовывать свои идеи, ищут единомышленников, партнёров, бизнес-партнёров, встречают интеллектуальных оппонентов. Это не просто некое количество образовательных программ высокого качества, это площадка, где люди постоянно обучаются, коммуницируют, делают совместные проекты.

Мы открываем в людях каналы коммуникации и их личные эрудиции. Если говорить о более приземлённых вещах, Orator.Club — это борьба с одиночеством. В эпоху всеобщей открытости люди становятся ещё более одинокими и элементарно не могут выражать себя.

#Orator.Club про и для людей. Для активных и интересных, которые хотят глобально что-то изменить — новых спикеров.

Новые спикеры: более открытые, с новым опытом, с учётом происходящего времени. Спикеры, которые есть сейчас, опытные крутые ребята, их никто не отвергает, они ветераны, но есть очень много интересных людей, которые занимаются интересными делами, бизнесом, наукой, искусством, которые тоже достойны занимать наше время.

О страхе

Страх публичных выступлений второй после страха смерти, это общепризнанный факт. Быть на виду и нести публичную ответственность за что-то сказанное и сделанное у нас зашито в голове как нечто опасное. Плюс наш менталитет закрытых людей, смотрящих в пол, привел к тому, что мы не можем делать как таковую коммуникацию и самопрезентацию, либо она не получается. Но, как мне кажется, обстановка меняется: #soft skills сейчас выходят на правильную позицию. Это важно не только с точки зрения выступления перед потенциальными клиентами, но и с точки зрения выступления перед командой, которую сейчас руководитель обязан заряжать. Особенно в нынешней ситуации.

Как бы это высокопарно не звучало: всё начинается со слова. Войны, мир, переговоры, ссоры на кухне начинаются именно со слова. Умение соединять голову, сердце с речевым аппаратом — это и искусство, и обыденность, и умение говорить то, что ты считаешь нужным.

Мир меняется. Эффект глобализации, который начался 50 лет назад, сейчас даёт сбой, приводит к тому, что нам необходимо кросс-культурно коммуницировать. Т.е. кто чётче, лучше и качественнее доносит свои идеи, услуги миру или заказчику, тот и побеждает. Тот, к примеру, сможет пройти «ковидовое время».

О волнении

Если вы не волнуетесь перед публичным выступлением, стоит задуматься и поволноваться. Волнение — это психофизиология, то есть нормальная работа организма. Волнение — это адреналин в крови и умение им правильно управлять, управлять своим телом, чувствовать его. Техника, которой обучаются. Волноваться нормально. Сверх волноваться и не волноваться — ненормально. Это должно быть на уровне контролируемого.

В бизнесе

Не все могут и должны говорить, это желательная функция, комфорт жизни. Да, есть профессиональные презентеры, переговорщики, люди, которые могут представлять чьи-либо интересы. Но при этом первое лицо должно, хочет оно того или нет, уметь представлять и свой продукт, и компанию.

Правила успешных публичных выступлений и правила игры в переговорах

Здесь разница только в формате. У нас в головах есть ассоциация, что ораторское искусство — это специальный навык для специально отведённых мест, для определенной аудитории. Никто не задумывается, что переговоры между покупателем и продавцом колбасы в магазине или на рынке — это тоже элементы переговоров. Когда в голове: я зайду в специальную комнату, там будут специальные люди, там будет всё специальное, вот тогда я применю навыки переговоров — это смешно. Публичное выступление начинается от 1+ человека. Переговоры от выступления на сцене отличаются тем, что используются разные техники, но если вы элементарно не умеете держать осанку, не управляете своим телом, мыслительным процессом, вы их провалите. Ораторское искусство — это не только умение выступать, подавать правильный материал, но и осанка, энергия. Говорите от сердца, откровенно, честно. Наш мозг устроен таким образом, что простое воспринимается за сложное. Все ищут какой-то magic pill, но забывают о том, что сами не маги. Чтобы стать успешным, нужно работать. Нужно не быть поверхностным. Наш курс стартовал с 2000 рублей, сейчас он стоит 200000 рублей. Да, он изменялся: 9 лет опыта, обратная связь, тысячи людей. Но на определенном этапе я видел менеджеров нижнего и среднего звена, у которых основной вопрос был в том, чтобы получить сертификат, а не навыки. Такой человек окончит курсы ораторского искусства, но никогда не будет обладать этим искусством.

Наша задача выявлять на рынке талантливых спикеров, людей, которые готовы к презентации и самопрезентации, предрасположены к тому, чтобы нарабатывать эти скиллы. При этом, у каждого человека своя дистанция: для кого-то сдвинуться на миллиметр — уже успех, а кому-то нужно пробежать 200 км.

О личном бренде

Публичное выступление или коммуникация — это часть процесса о личном бренде. Многие хотят подчеркнуть свою индивидуальность, кастомизировать себя как продукт. Эта тенденция основана на развитии YouTube, социальных сетей, Instagram. Но есть одна проблема: не каждый может обладать личным брендом при всей его индивидуальности, ввиду отсутствия харизмы или лидерских качеств. Очень часто мы видим, как создается «пластмассовый» образ, а в реальной жизни из себя ничего не представляет.

Коммуникация — это не только действие, но и бездействие.

О построении выступления

Я в первую очередь думаю, что хочу сказать и кому. В целом смотрю на тех, кто выступает передо мной и после, какая заявлена тематика, кто будет слушателем. Подбираю триггерные истории: если говорим о предпринимательстве, основным упором семантики моего слова будут предпринимательские истории или инструменты.

Об аудитории

Плохо, когда аудитория настроена нейтрально. Негатив или позитив — это эмоция, нейтральность — нет. Если на выступлении завелся «тролль», который пытается перетянуть на себя одеяло, дайте ему эту возможность. Если человек хочет внимания, уделите ему время.

Лидерство vs партнёрство

Выбор между этими двумя понятиями звучит для меня следующим образом: печенье сейчас лучше, чем шоколадки, потому что шоколадки слишком сладкие.

Для меня не отвергается ни то, ни другое. #Лидерство — это умение нести ответственность не только за себя, но и за других людей, за свои идеи, за миссию. Партнёрство — это форма коммуникации, когда ты делишься своей ответственностью и какими-то обязательствами с партнёром, контрагентом и балансируешь. Партнёрство — это всего лишь одна из форм существования и развития. Умение коммуницировать и работать совместно с партнёром — тоже искусство, умение.

Честность с аудиторией

Раньше был стереотип, что спикер должен идеально разговаривать, не иметь каких-либо речевых дефектов или слов-паразитов. Но сейчас мы видим, что даже известные спикеры могут сказать «шо» или позволить крепкий русский мат.

Не нужно быть идеальным. Ленин шепелявил, но от этого не был плохим оратором, плохим лидером. Качество речи очень важно, но это один из инструментов. Самое главное — умение говорить открыто и от сердца. Всё остальное — форма. Чистота речи — это тоже форма, использование крепких словечек в обороте — всего лишь форма. У кого-то это выглядит отвратительно и вульгарно, а у кого-то красиво и вкусно. Умение пользоваться, в этом искусство, а не в том, чтобы быть идеальным роботом.

Опять же, многое зависит от целей и задач: быть идеальным или «косым», от точности вашего образа. Когда первому лицу требуется подключать региональную массу и электорат, он использует определенные словесные идиомы, которые распространены в народе. И они работают.

Кого смотреть

  • Сергей Черненко, один из наших учеников, который сейчас преподает. Круто владеет инструментами публичных выступлений, сторителлингом. Понятно пакует материалы и свой опыт.
  • Илья Слепов, наш давний член клуба, амбассадор. Человек, который заставляет плакать людей: так эмоционально ввинчивает смыслы.