Найти тему
Первые впечатления

«Моя жизнь с "Королевой"»

Предлагаем вашему вниманию заключительную часть воспоминаний продюсера и звукоинженера Александра Эша, который в 90-е годы принимал участие в создании альбома Queen «Made in Heaven». Первую, вторую и третью части публикации можно найти по ссылкам. Приятного прочтения.

«Track 13»

«Мы работали над треком в студии Дэвида Ричардса, где он использовал сэмплер / секвенсор ASR 10 (стойка) с различными фильтрами. Это отвечало самым современным требованиям к студии; очевидно, Дэвид долго тестировал новую технику. Во время записи основной мелодии мы также применили эффект задержки AMS: для этого ленту останавливали в определенном месте, после чего прокручивали в обратном направлении. Дэвид работал очень тонко, почти ювелирно, что особенно заметно на этом альбоме. В нашем распоряжении было несколько записей с голосом Фредди. Дэвид позволил мне использовать сэмплер в формате Akai S3000, на котором я и проиграл большую часть трека. Затем к работе присоединился Брайан, который предложил несколько идей, которые можно услышать на альбоме.

"Made in Heaven"
"Made in Heaven"

Среда, 20 сентября.

13.00 – 02.00.

Четверг, 21 сентября.

12.00 – 22.00.

Обратное воспроизведение трека.

Пятница, 22 сентября.

12.00 – 22.00.

После сеансов я обычно подвозил Дэвида до отеля в Чизике. В то время я жил в Барнсе, поэтому каждый день проезжал мимо этой гостиницы. Я считал себя самым счастливым человеком в мире, так как утром возвращался в студию, где работал с Queen.

В конце второй недели сессии Дэвид упомянул о своей работе над ранними альбомами группы. Тогда же я рассказал ему о своем юношеском знакомстве с Queen. Он слушал очень внимательно и в какие-то моменты был готов расплакаться. Дэвид прекрасно понимал меня, так как также работал со своими музыкальными героями. В какой-то момент, почувствовав особое вдохновение, я спел что-то из «Fun In Space» (первого сольного альбома Роджера Тейлора. – Прим. пер.). Скорее всего, тогда я исполнил часть «Interlude in Constantinople», чем окончательно растрогал Дэвида. Он даже немного пожурил меня за то, что я никогда не говорил о своем знакомстве с группой. На этих эмоциях он рассказал и о своих ранних записях с Queen. Он особенно преобразился, когда вспоминал о Фредди. В этот момент взрослый и всегда такой серьезный Дэвид превратился в очень ранимого и чувствительного мужчину. Никогда больше я не замечал в нем ничего подобного. Очевидно, он считал Queen своей музыкальной семьей.

Слева направо: Брайан Мэй, Роджер Тейлор, менеджер Клод Нобс, Фредди Меркьюри, Дэвид Ричардс и Джон Дикон
Слева направо: Брайан Мэй, Роджер Тейлор, менеджер Клод Нобс, Фредди Меркьюри, Дэвид Ричардс и Джон Дикон

В 2010 году я написал ему электронное письмо:

«Здравствуйте, Дэвид!

Когда-то в студии Abbey Road я участвовал в создании альбома Queen "Made in Heaven" (ранние сессии), а также был вашим ассистентом в The Town House, где происходило сведение пластинки. Но ещё раньше мы встретились в швейцарской студии, где нас познакомил Томоясу Хотэя.

Надеюсь, когда-нибудь увидеть вас в Лондоне.

С наилучшими пожеланиями, Александр Эш».

Очень скоро я получил ответ от Дэвида:

«Привет, Эш, я очень хорошо вас помню!

Мне особенно приятно вспоминать период записи "Made in Heaven", так как в тот период со мной работал очень добрый и порядочный человек, который, несмотря на свою молодость, был невероятно талантлив и амбициозен.

Как ваши дела?

Шесть лет назад из-за юридических сложностей мне пришлось оставить Mountain Studios в Монтре (замечу, что ей я владел на законных основаниях). В результате мне пришлось искать новое место для студии. Однажды на глаза мне попалась красивая вилла в горах, которую я выкупил и превратил в прекрасную студию. Теперь там мой дом, куда я нередко приглашаю знакомых артистов (в доме шесть спален, хотя сейчас некоторые переоборудованы в комнаты звукозаписи). Это значительно сократило мои расходы.

Я сохранил название «Mountain Studios», и могу признаться, что мое детище пользуется повышенным спросом. Сейчас я просто завален работой. Всё это привело к тому, что огромный подвал превратился во вторую студию.

В Швейцарии очень непросто найти нужных специалистов, на которых можно переложить часть полномочий. Приходится многое делать самому.

Если вы хотите увидеть новое здание студии, оценить весь потенциал, каким она теперь обладает, приезжайте в Монтре. Мы будем вам очень рады.

Спасибо за ваше письмо.

Признаюсь, я ждал, что вы свяжитесь со мной (Несколько месяцев назад мне написал некто по имени Эшли Нортон, и я даже подумал, что это были вы!).

С уважением, Дэвид Ричардс».

К сожалению, я так и не смог навестить Дэвида в его швейцарской студии, а потом я узнал, что он скончался от продолжительной болезни. Это было невероятно грустно.

Недавно мне предложили оцифровать материал, который в течение многих лет Дэвид записывал на джазовых фестивалях. Тогда к нему обращались многие известные артисты, что очень благотворно влияло на техническое обновление студии.

Casino Barrière и The Queen Studio Experience
Casino Barrière и The Queen Studio Experience

Особая благодарность:

Ближе к концу сессии в Townhouse Брайан напомнил о моем раннем сотрудничестве с Queen в Abbey Road. Тогда он кому-то позвонил и назвал мое имя. На следующее утро Роджер приветствовал меня словами «Доброе утро, трубкозуб». Оказалось, что Брайан записал меня в графу «Особая благодарность», в которой имена лауреатов располагались в алфавитном порядке. Так как я оказался первым в списке, то получил соответствующее имя от Роджера (анг. Aardvarkтрубкозуб). Работа над альбомом была завершена в тот же день, но мне пришлось дождаться официального релиза, чтобы убедиться, что всё было сделано качественно.

Джон Дикон

Однажды я решил рассказать Джону о своем творческом пути, а также о судьбоносном знакомстве с группой. Я поблагодарил его за всё, что он и Queen для меня сделали. В конце моей пламенной речи Джон лишь спросил, знаю ли я Тристана Пауэлла (Тристан – мой хороший друг ещё со времен Abbey Road). По словам Дикона, Тристан очень нравился подруге его жены. Тогда я в очередной раз отметил, каким по-детски непосредственным и открытым человеком был Джон Дикон. Он точно не был похож на звезду мирового масштаба. Джон был очень искренним человеком, и если кому-то доверял, то сохранял это отношение на всю жизнь.

Джон Дикон
Джон Дикон

Воспроизведение альбома

В первый раз мы прогнали альбом в нашей рубке управления в Townhouse. Тогда Брайан, Роджер и Джон наконец-то почувствовали себя немного расслабленными. Я же несколько загрустил, так как осознал, что мое сотрудничество с группой подошло к концу. Но это также означало завершение студийной работы Queen, поэтому, несомненно, музыканты испытывали похожие чувства. Мы постоянно слышали голос Фредди, поэтому нам часто казалось, что он также был в комнате. Я чувствовал, что у всех внутри образовалась невосполнимая пустота.

Заключительная вечеринка больше походила на праздник в кругу семьи. Все было очень тихо, без привычной помпы, и мне даже удалось пообщаться с дорогой Джеки Смит, с которой мы столько лет знакомы.

6 ноября 1995 года - «Made in Heaven».

Официальный релиз альбома. Думаю, я только сейчас осознал всю важность этой пластинки, которая стала данью уважения Фредди.

Жизнь после группы

Когда запись подходила к концу, Роджер спросил, чем я собираюсь заниматься дальше. Я честно сказал ему, что хотел бы сосредоточиться на написании собственных песен. К тому времени я написал и записал достаточно много треков (всё на Abbey Road). Роджер попросил прислать ему демо, а чуть позже пригласил меня навестить его в третьей студии.

Однажды поздно вечером я возвращался домой после концерта со своей группой Camden. Когда я проезжал мимо «Hammersmith Odeon», мое внимание привлекла машина, рядом с которой угадывался знакомый силуэт мужчины. Это был Брайан. Тогда я подумал, что очень далек от настоящей работы в группе. Я расстался со студией, так как не мог постоянно учитывать мнения других людей, идти на компромиссы. Поэтому я восхищаюсь музыкантами Queen, которые так долго находились вместе.

В 2001 году я отправил электронное письмо Брайану. Я напомнил ему о наших сеансах и поблагодарил за то, что он был так внимателен, когда включил меня в благодарственный список. Он быстро прислал ответ, рассказав о своей работе над мюзиклом «We Will Rock You».

Музыканты представляют новый мюзикл "We Will Rock You"
Музыканты представляют новый мюзикл "We Will Rock You"

28 марта 2005 года.

Queen+ Paul Rogers сыграли свое первое совместное шоу в «Brixton Academy». На концерт я попал благодаря своему другу Крису, жена которого дружит с Анитой Добсон. В баре мы встретили Брайана с Анитой, а также Джастина Ширли-Смита и Пита Маландрона. Мы перекинулись парочкой фраз, а Пит даже назвал меня «Александр трубкозуб». Джеки Смит тоже была там, и для нее, как и для меня, этот момент был чем-то особенным.

После шоу мы вернулись в гримерку Брайана. Мне казалось странным оказаться там, увидеть обычную жизнь горячо любимого артиста. Так могла разрушиться мистика превосходного шоу, когда я вновь почувствовал себя поклонником Queen. Брайан казался несколько отстраненным, и я так и не решился начать с ним беседу. Мы попрощались, и моя мистика осталась нетронутой.

Mash-up

Однажды мне пришла в голову странная мысль сделать микс из песни «Don't Stop Me Know» и трека Black Eyed Peas «I Gotta Feeling». Эту вещь я решил выпустить в надежде, что Mercury Phoenix Trust сможет извлечь из нее какую-то финансовую выгоду. Я обратился к Брайану, так как без его поддержки нельзя было рассчитывать на официальный релиз сингла. Но он не разрешил его выпустить. Сейчас я понимаю, что он правильно сделал.

Трубкозуб

Я присутствовал на премьере мюзикла Тима Райса «From Here to Eternity» в Вест-Энде. Там я увидел Роджера, который подошёл ко мне поздороваться. Мы пожали друг другу руки. «Я тот самый трубкозуб, который когда-то помогал вам записывать альбом "Made in Heaven"», - в качестве приветствия сказал я ему. «Да, да», - согласно кивнул он. Но я не стал поддерживать разговор, а ограничился лишь формой элементарной вежливости. Я пожелал Роджеру удачи в продвижении его нового альбома, а потом вернулся на свое прежнее место.

Такой оказалась моя жизнь с Queen».