Всё-таки прав был Фёдор Иванович Тютчев: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся".
Мой недавний рассказ на Дзене, в котором я упомянула, что, мол, никогда не видела, как растут артишоки, отозвался так:
- Марин, ты что, действительно не видела? Так давай я тебе их дам. Они у меня на огороде самосевом размножаются.
Это позвонила Ленчик, которую мы в селе между собой называем "знатный мичуринец". У неё на участке и в самом деле полно всяческих экзотических растений, на плодовых деревьях привито по несколько сортов, а то, что у других загибается, у Лены благополучно растёт и процветает. Талант у человека.
От артишоков я отказываться, разумеется, не стала.
Тогда Лена через пару дней мне сообщила, что она их у себя копнула и я могу подойти и забрать.
Я почему- то думала, что рассаду Лена мне даст весной. В середине декабря я ещё пересадками не занималась.
- Весной я тебе ещё спаржу дам,- пообещала Ленчик,- Сейчас мне просто копать не хочется.
И не без гордости сообщила, что у неё прижилась прививка на глицинии. Глициния у неё фиолетовая, а она привила на неё белую.
Говорю же- талант.
А я отправилась высаживать артишоки.
Как оказалось, это- окультуренный чертополох. В пищу идут нераскрывшиеся соцветия. Они даже считаются деликатесом. Растение двулетнее. Вымахивают большие кусты.
Четыре однолетки, которые мне дала Лена, я высадила на грядку, где раньше рос чеснок. Оставшиеся в земле детки чеснока, кстати, уже проросли. Такой вот декабрь в здешних местах.
Снег, выпавший в конце ноября, и последовавшая затем декада сильных дождей истрепали кусты хризантем. Во всём моём саду, как ни странно, из цветущего уцелел только один бутон розы сорта "Глория Дей". Срезала, поставила дома в вазу. Вряд ли распустится, похоже, морозом прижгло. Ну, как есть.
Зато на участке обнаружился цветущий одуванчик. Вот ведь шальной.
Одуванчиков у меня на участке много и я с ними борюсь, как и с прочими сорняками. Разумеется, безуспешно. Знакомые говорят, что одуванчики даже раундап плохо берёт. Дескать, не сорняк, а Навальный растительного мира.
Вообще-то в одуванчиках есть своя прелесть. Разумеется, когда они растут не на твоём участке. В детстве из одуванчиков мы с девчонками плели венки. После этого на руках оставались коричневые пятна от млечного сока, которые долго не отмывались, зато какая красота на голове. Чуть ли не золотой нимб.
И в Болгарию из Питера я привезла пару датских фарфоровых вазочек с изображением одуванчиков. Одну из них я когда-то купила в довольно пафосном петербургском антикварном магазине, а вторую- в Копенгагене, в какой-то хламной лавке за смешные деньги, 2 евро, что ли. Расписывали, разумеется, разные художники, каждый по-своему, хотя мотив один.
Этого у датчан не отнимешь- умение видеть красоту в самых простых вещах. На том же их классическом фарфоре- летучие мыши, чайки, одуванчики, веточки вербы...
Недаром у датчан есть понятие "хюгге" как стиль жизни. Ощущение уюта, душевной теплоты, защищённости, умение ценить хорошие моменты и радоваться мелочам.
Наверное, так и надо.
Не знаю, приживутся ли высаженные мной артишоки. Пока вроде живы. Впереди, конечно, зима, но почва тут промерзает редко.
А уже через месяц из земли начнут высовываться подснежники. В начале февраля они зацветут.
По российским меркам зима здесь всё-таки короткая.