Продолжаю серию публикаций, посвящённую сходствам войн в Сербской Краине и Нагорном Карабахе. Ранее я уже рассмотрел такие общие черты обоих конфликтов, как широкое участие иностранцев (здесь и здесь), заметное превосходство атакующих в людях и технике (здесь), международную молчаливую поддержку Хорватии и Азербайджана (здесь).
Сейчас речь пойдёт о ещё одном важном объединяющем две войны факторе - религиозном. Как известно, подавляющее большинство хорватов – католики, а сербов – православные. Собственно, зачастую именно религиозный фактор служил способом разделения сербов, хорватов и нынешних боснийцев: если человек был православным, то считался сербом, если католиком – то хорватом, если мусульманином, то его так и называли – мусульманин. Нация «боснийцы» появилась в Югославии лишь после Второй мировой войны «волевым» решением Йосипа Броз Тито.
Церковь вносила свой заметный вклад в отстаивание интересов хорватов-католиков и сербов-православных. В годы войны в Хорватии многие церкви и соборы обеих конфессий были разрушены или сильно повреждены. Естественно, религиозный фактор был очень важным для обеих враждующих сторон в Краине. Сербы и хорваты за четыре года войны уничтожили и повредили около 1500 храмов противоположных конфессий.
Разумеется, и приток добровольцев на обе стороны был связан с религиозными взглядами: поддержать хорватов приезжали немцы, французы, англичане, испанцы, итальянцы, а сербов – русские, украинцы, белорусы, греки. Были, конечно, и исключения.
В Карабахе разделение двух сторон с религиозной точки зрения прошло ещё более жёстко, тем более, что по количеству монастырей, храмов и мечетей на квадратный километр Нагорный Карабах – один из регионов-лидеров в мире. Здесь находится огромное количество старинных армянских монастырей (Дадиванк, Гандзасар, Кармираван), каменных крестов-хачкаров и храмов, десятки мечетей (например, в Шуше).
Армянские солдаты в ходе обеих Карабахских войн активно использовали белые кресты, вышитые или нарисованные на касках и униформе. Азербайджанцы, соответственно, часто пользовались изображениями мусульманских звёзд и полумесяцев.
В Карабахе обе враждующие стороны обвиняют друг друга в разрушении религиозных объектов и прочих «чужих» достопримечательностей. Эти обвинения небеспочвенны. Так, в своё время стало широко известно о разрушении армянских хачкаров на территории Азербайджана. Также в Азербайджане армянское культурное наследие массово перекрещивается в «албанское».
Некоторые христианские объекты на территориях, отбитых Азербайджаном у НКР в ходе Второй Карабахской войны, теперь взяты под охрану российскими миротворцами. Это должно помочь сохранности монастырей и церквей. Уже известно о тяжёлых повреждениях армянского храма в Шуше во время азербайджанских бомбардировок, а также об осквернении армянами нескольких мечетей на довоенной территории НКР.
Впрочем, после неудачного для Армении исхода этой войны вполне возможны акты агрессии и вандализма против мусульманского наследия на территории Армении. Будем надеяться, что этого не случится.
Спасибо за внимание!