Известный актер, режиссер и педагог Алексей Дикий, ученик Станиславского и Немировича-Данченко, был арестован во время Большого террора в августе 1937 года по обвинению в контрреволюционных преступлениях. На тот момент он являлся главным режиссером и художественным руководителем Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ).
Особое совещание НКВД СССР приговорило Алексея Дикого к 5 годам лагерей по статье 58-10, 11 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда, контрреволюционная организационная деятельность).
В этом письме, написанном в 1938 году из заключения и адресованном сестре Шуре, Алексей Дикий дает подробные указания, как и зачем валить сосну, корчевать пни, пересаживать крыжовник, но как замечает он сам в конце письма:
«Пишу тебе о саде так много с единственным желанием и возможностью выразить мою большую и нежную любовь к тебе (всем вам) моим самым близким, единственным, родным».
Письма А. Дикого хранятся в фондах Музея истории ГУЛАГа и публикуются впервые.
«Дорогая, любимая моя, Шуронька! Очень порадовало меня твое письмо, твоя забота о матери, о доме, Алмазе. Я также думаю о твоем приезде ко мне. Это возможно, но непременно жди, когда я сообщу тебе мой точный, сравнительно постоянный адрес и остальные условия. Иначе поездка твоя может быть неудовлетворительной и даже ненужной т.е. мы даже не встретимся. Т. е. жди! Как только я приеду на новое место, сообщу немедленно адрес, а позже и твой маршрут, и как меня найти, и куда, к кому обращаться.. Теперь о доме. У меня большие планы, но я тебя в них не буду посвещать – мало места. Знай только одно: все мои теперешние указания есть частица моего большого плана. Итак: Большую сосну в малиннике необходимо теперь-же зимой свалить, распилить на дрова (размер по печке) и аккуратно сложить в сарай. За лето они высохнут и к будущей зиме у матери будет не плохой запас дров. Ветки от сосны так-же использовать: порубить и сложить. Валить сосну надо в чужой, соседний двор. Часть нашего забора, по падению сосны, на время работ разобрать. Необходимо предварительно, до начала работ, получить соответств. разрешение от соседей по дому. Работа займет немного времени.
С рабочими заключить аккордный договор на валку, распилку, рубку и укладку. Они-же могут повалить и нашу кривобокую сосну у террасы, рядом со старой яблоней. Сейчас эта сосна, в связи с ростом фруктовых деревьев, - не нужна. Ее так-же порубить на дрова. Преодолей возможное сопротивление бабки. Нам нужны места. Теперь вообще: с участка необходимо постепенно убирать все неплодоносные деревья. Жалко, но иначе нельзя. Рябину и орех не трогать. Это то, что нужно. В доме, внутри мой совет сломать все легкие некапитальные перегородки: корридор, ванную; из двух комнат бабки сделать одну большую. Печку можно пока не трогать. Оставьте до моего приезда. Уборную, конечно, не трогать. Будет очень просторно, светло, много воздуха. Весь материал от перегородок аккуратно сложите в сарае. Это работы зимние. Ранней весной надо выкорчевать пни. Их – три. Два будет от новой порубки и один старый, «досадный» пень. Он недалеко от места старой, бывшей скамьи, впереди, слева. Пни выкорчевать и тут-же порубить на дрова. Размер печки. При корчевании пней следи, предупреди, чтобы не порубили корней соседних деревьев. Не оставлять ям из под пней: их хорошо завалить землей смешанной с удобрением. Можно использовать «капитал» ямы от уборной.
Это лучшее удобрение. Влить в яму несколько ведер. Весной ранней, до почек, до появления сока весенняго, убрать с грядок (где клубника) все кусты. Крыжовнику там совсем не место. Крыжовник и слива требуют солнца. Убрать с корнями всю малину против крыльца из кухни. Она мешает летом и деревьям и кустам под забором (там есть). Спасибо тебе за будку Алмазу. Боюсь, что верх у ней холодный – надо чем-то закрыть. Бока будки завалить землей. В будку нужно положить соломы. Не будет блох. Они любят сено. Солому подкладывать постепенно, иначе он (Алмаз) не пойдет в будку – он умный, подумает занято. Кстати, новую собаку, щенка – приветствую, но не возбуждайте в Алмазе ревности. Не ласкайте его при Алмазе, - иначе будет грызня и ад. Оказывайте Алмазу видимое и заслуженное предпочтение. Кусты, из'ятые с грядок, сажайте так: у кухни между двумя сливами – куст. Дальше, по той же линии к новой калитке, между двумя яблонями – куст. Остальные, вырытые кусты, лучше всего посадить влево от старой калитки (при входе на лево). Там много свободного места. Крыжовник сажать наружным внешним рядом. Иначе его заглушит смородина.
На месте сосенки хорошо-бы посадить сливу. Вишен больше не надо – яблоню можно было-бы, но не титовку. Их у нас много. Сливу, сливу. Ты пишешь – 4 груши = я не знаю такого количества. Я знаю только одну: вправо от старой калитки (при входе в сад) – высокое, крепкое дерево. При мне оно было безплодно. Сорт: тонковетка. Если на этом дереве была хоть одна груша, то делать вообще ничего не надо. В противном случае калировать ранней весной – т.е. привить почки другой груши под кору. Это дерево моя большая дума, и в прошлом вина. Последнее: два ряда фрукт. деревьев (над грядками) посажены слишком густо. Яблонь и груш трогать нельзя. Можно высадить вишни и сливу. Боюсь, что иначе в дальнейшем их придется просто срубить. Жаль. О трех неизвестных или забытых мной грушах, - напиши мне. Фу! Кажется все. Пишу тебе о саде так много с единственным желанием и возможностью выразить мою большую и нежную любовь к тебе (всем вам) моим самым близким, единственным, родным. Я бодр, силен, спокоен и глубоко верю в близкое, лучшее будущее. Верю я и в нашу очень близкую встречу. Жди -кк жду я! Береги бабку. Совершенствуй сад, Гиреевку и знай, что я тебя всегда крепко люблю и безконечно уважаю. Привет Толе. Целую тебя. Твой Алексей. Письмо бабке – прочитай сама – вложи, если надо, в конверт».
Дикий был отправлен в Усольский ИТЛ (г. Соликамск), но в 1941 году после пересмотра дела был освобожден. В 1940-е годы он активно снимался в кино, и даже играл Иосифа Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949).
Продолжение следует.