Найти тему
Рок на БиС

По следам Pink Floyd. Часть 15. Польские поиски.

В последнее время наш автор МЮ находит наследников Пинк Флойд в самых разных странах.

Среди знатоков и любителей прог-рока бытует мнение, что в настоящее время мировой центр прогрессивной музыки переместился в Восточную Европу, а точнее — в Польшу. Так это или нет — спорить не буду, но то, что в Польше проходят десятки  «тематических» фестивалей и играет множество отличных прог-бэндов — общепризнанный факт. Естественно, что среди них есть и те, кто в своем творчестве в той или иной степени опирается на наследие «флойдов». Сегодня речь пойдет о них.

Начнем с культовой фигуры, которая в последние годы прочно занимает место на вершине польского «прогового Олимпа» — мультиинструменталиста, композитора и продюсера Рышарда Крамарского (Ryszard Kramarski).

Фото взято на backgroundmagazine.nl
Фото взято на backgroundmagazine.nl

Прежде чем создать группу Millenium, которая принесла ему поистине мировую славу, Рышард вволю поиграл в краковских кавер-командах, исполнявших британскую проговую классику, а также в составе сформированного им в 1996 году студийного проекта Framauro. Помимо Крамарского, взявшего на себя клавишные, басовые, часть гитарных партий, а также программирование ударных, к работе были привлечены будущий гитарист Millenium Томаш Пабиан (Tomasz Pabian) и кузен лидера Станислав Крамарский (Stanisław Kramarski) в качестве вокалиста. Плодом трудов музыкантов стал вышедший через год альбом «Etermedia», весьма эклектичный и довольно сырой (особенно в части вокала), но получивший, тем не менее, в целом положительные оценки критиков.

Обложка альбома взята на progarchives.com
Обложка альбома взята на progarchives.com

Однако Рышард Крамарский четко осознавал ограниченность возможностей Framauro, в том числе в плане возможности «живых» выступлений, и уже в 1999 году команда была переформирована, получив в преддверии нового тысячелетия название Millenium и став со временем одним из самых авторитетных и плодовитых проектов в польском прог-роке. «Родственник» был уволен, и к микрофону встал Лукаш Галециовский (Łukasz "Gall" Gałęziowski). Были также рекрутированы постоянные басист Петр Мазуркевич (Piotr Mazurkiewicz) и барабанщик Томаш Пашко (Tomasz Paśko). В таком составе с привлечением многочисленных сессионных музыкантов, включая гитаристов, скрипачей, саксофонистов и флейтистов, в том же году был записан одноименный с группой дебютник, сходу продемонстрировавший недюжинный потенциал Millenium. В занятном видео-сюжете, посвященном записи альбома, можно увидеть и недвусмысленные отсылки к PF: 

Ютуб-канал ARTPROGFAN

Группа приступила к концертной деятельности, а вскоре — и к записи нового альбома, который вышел в 2000 году, получил название «Vocanda» и на этот раз был концептуальным и англоязычным. В 2013 году Крамарский и Со перезаписали его в новом варианте: 

Ютуб-канал ARTPROGFAN

По ходу Томаша Пабиана заменил новый гитарист Петр Пленка (Piotr Płonka). Альбом «Vocanda»  вывел группу в ряды  лидеров польского (да и в целом европейского) прог-рока. В последующие двадцать лет Millenium объездил с концертами полмира и выпустил полтора десятка лонгплеев, практически каждый их которых становился событием в мире прогрессива, польского — точно. Самыми интересными из релизов (и наиболее близкими к музыке «флойдов»), на мой взгляд, являются альбомы 2002 года «Reincarnations» — номер с него «Light your cigar» до сих пор входит в концертную «обойму» группы: 

Ютуб-канал ARTPROGFAN

вышедший в 2017 году «44 minutes» с отличной заглавной песней 

Ютуб-канал ARTPROGFAN

и последний «The Sin», записанный в этом году: 

Ютуб-канал riddle

В последние годы в Millenium с Крамарским, Галециовским и Пленкой играют басист  Кшиштоф Вырва (Krzysztof Wyrwa) и ударник Гжегож Бауэр (Grzegorz Bauer).

Однако Рышарду Крамарскому всегда было тесновато в рамках Millenium, и он частенько отвлекался на сторонние проекты, в том числе реализуемые созданной им еще в конце 90-х рекорд-компанией Lynks Music (на которой базировалась и основная группа музыканта).  В конце концов для воплощения идей музыканта, требующих женского вокала, была создана группа The Ryszard Kramarski Project, в которой поет Каролина Лежко (Karolina Leszko), а играют в настоящее время гитарист Мартин Кручек (Marcin Kruczek), барабанщик Гжегож Фибер (Grzegorz Fieber) и басист из Millenium Кшиштоф Вырва. Голос и манера пения Каролины весьма напоминают Мэгги Рэйли, в результате чего саунд RKP временами напоминает Майка Олдфилда.

Ютуб-канал ARTPROGFAN

Всего группа на сегодняшний день выпустила четыре концептуальных альбома, базирующихся на «классических» и много раз обыгранных рок-музыкантами произведениях Антуана Сент-Экзюпери, Чарльза Диккенса и Ганса-Христиана Андерсена. Весьма интересна идея последнего из них — «Kay & Gerda», представляющего «двойник», на каждом из дисков которого записан один и тот же материал, но на одном с женским, а на другом — с мужским вокалом, для чего был приглашен Давид Левандовский (David Lewandowski) из группы Fizbers.

RKP, насколько известно, продолжают работать в студии и время от времени выступают с «живыми» концертами: 

Ютуб-канал Mirosław Cichoń

В качестве «специального гостя» сегодня выступает группа из Екатеринбурга, выбранная нами из-за своего названия, гармонирующего с темой этой заметки —  Polska Radio One. Что в музыке уральцев польского происхождения — сказать не беремся, но отголоски ранних психоделических «флойдов» явно присутствуют: 

Ютуб-канал DRUNGSTA

Продолжение следует.

#Ryszard kramarski #framauro #Millenium #polska radio one

Предыдущая заметка цикла "По следам Pink Floyd":

По следам Pink Floyd. Часть 14. Турецкая экзотика.