Первая мировая война завершила историю Австро-Венгерской империи. А одним из самых узнаваемых в народе персонажей этой войны, а заодно и чешской культуры в целом, стал литературный герой - бравый солдат Йозеф Швейк.
Своим рождением Швейк обязан перу Ярослава Гашека. А безошибочно узнаваемым образом - перу своего тезки, художника-графика Йозефа Лады.
Интересно, что Гашек своего героя таким никогда не видел. Цикл иллюстраций к "Швейку", ставший самым масштабным произведением Йозефа Лады, создавался с 1921 по 1924 год - фактически, на свежих развалинах империи и всего "старого" довоенного мира. Гашек умер в январе 1923 г., а окончательный облик его главного персонажа оформился позднее, во второй половине работы над циклом.
Иллюстрации созданы в предельно простой технике - пером и тушью, и в узнаваемом лаконичном стиле, близком к лубку, народным картинкам и, одновременно, бурно развивавшемуся в те годы искусству авангарда.
Биографы художника выводят этот характерный стиль из физического дефекта Йозефа Лады. Он был с детства слеп на один глаз и не мог видеть объемных изображений.
Версия, безусловно, колоритная. Но выглядит неубедительно, если сравнивать рисунки Лады с произведениями других крупных мастеров графики 20-х. Лада со своими плоскостными картинками оказывается вполне в тренде - и даже на уровне лучших образцов авторской книжной графики той эпохи.
Обязан ли он этим исключительно плоскостному зрению? Вряд ли. Без таланта, эрудиции и интереса к актуальному искусству тех лет точно не обошлось. Но, по крайней мере, дефект зрения ему не мешал.
Единственное, чему действительно помешал физический недостаток художника - из-за него Йозеф Лада так никогда и не был призван в армию. А значит, весь детально проработанный визуальный мир армейского быта Швейка и его сослуживцев создавал, опираясь на общие жизненные впечатления и обостренную художественную интуицию.
Так что Швейк иллюстративный - это не про войну. И не про армию. И даже не про эпоху.
Это про заостренную до гротеска обычную жизнь обычных людей. Таких, как мы с вами.
Может, именно этим Швейк и симпатичен?