Многие люди в своей жизни хотя бы раз сталкивались с фразой «ставить во главу угла», но не все правильно понимают её значение. Например, в моём воображении возникает стол, на котором находится праздничное блюдо, но в углу (на краю стола) хозяйка главное блюдо ставить не будет.
Образное выражение «ставить во главу угла» означает «считать что-то самым важным, главным, отдавать предпочтение, признавать основным в своей деятельности».
Примеры.
На собеседовании во главу угла ставят наличие опыта в данной профессии. Если соискатель раньше нигде не работал, то мы его не возьмём.
Во главу угла химики ставят периодическую систему элементов Менделеева.
Эта женщина поставила во главу угла свою работу, поэтому в воскресенье она сидит в рабочем кабинете.
Рассмотрим происхождение данной фразы.
После крещения Руси русские православные люди руководствовались в жизни Священным Писанием, поэтому использовали в своём языке выражения из Библии. Этот фразеологизм также имеет происхождение от христианских текстов. Приведём отрывки из Ветхого и Нового заветов в Синодальном переводе, в которых употребляются похожие слова:
«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Псалом 117, стих 22);
«Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Евангелие от Марка, глава 12, стих 10).
Строительство зданий в те времена было очень трудоёмким. Сложности возникали при возведении фундамента и углов. Для углов требовались большие камни определённой формы, поскольку от них зависела устойчивость конструкции. Брали камень нужного размера, обтёсывали его и укладывали в угловое основание постройки. Такой камень назывался краеугольным.
В истории Израиля имело место одно реальное событие, связанное с краеугольным камнем. Когда возводился храм Соломона, огромные камни для стен и основания вырубались и обрабатывались в каменоломне, а после доставки на место ни одно орудие не должно было касаться их. Строители только устанавливали камни на место.
Для основания доставили один камень особой формы. Но строители не могли найти для него место и не стали его использовать. Когда они начали закладывать угол здания, много времени ушло на поиск камня нужных размеров, достаточно прочного и подходящей формы, чтобы он точно лёг на свое место и был способен выдержать тяжесть здания. Наконец, строители заметили камень без единой трещины, который давно лежал в стороне. После испытания сильным давлением камень был признан пригодным, доставлен в назначенное место, и оказалось, что он точно подходит.
Христианские толкователи Священного Писания видели в приведённых выше отрывках из Библии более глубокое значение. Византийский богослов Евфимий Зигабен считает, что в этой библейской фразе содержится пророчество о Христе. «Зиждущими Давид называет <…> архиереев, книжников и учителей иудейских, как поставленных от Бога, чтобы назидали и усовершали народ сей на основании закона; а отверженным камнем называет Христа, камнем—по причине твердости и непреклонности Его ко греху; <…> а отверженным, потому что иудейские архиереи и книжники отвергли и презрели Его, как бесполезного в строении. <…> А между тем этот отверженный ими камень, т. е. Христос, столь испытан и так оказался годным в строении, что сделался краеугольным камнем; так как не всякий камень полагается в угол, но только тот, который более испытан, и более твёрд и способен связывать две стены здания двумя своими боками в одном углу. Как же Христос стал краеугольным камнем? Соединив два народа—иудейский и языческий одною верою; почему и Павел говорит: Христос есть мир наш, соделавший из двух одно <…>. Или углом называет церковь верующих: потому что как угол соединяет собою в одно целое две стены; так и Церковь Христова соединяет два народа—иудейский и языческий; а глава её — Христос, как единого тела, и не только глава её, но и союз и основание».
Христиане считают Иисуса Христа основателем своей религии, без которого не существует христианства. Он поставлен верующими во главу угла.
В наше время не все люди верят в Бога, но образное выражение в русском языке осталось и часто употребляется в ситуациях, никак не связанных с религией. Однако смысл этого фразеологизма часто подразумевает, что люди ставят какое-то дело или событие на место Бога и "покланяются" ему в своей жизни, руководствуются в работе.