Ни одна торговая сеть не обходится без карт лояльности. Бывают двух видов: дисконтные, которые предоставляют разовую скидку на покупку, и накопительные, когда начисляются бонусы. В последствие данными бонусами можно расплатиться, как реальными деньгами.
Принцип работы
При проведении карты, на ее счет начисляются бонусы с покупки. Обычно это 0,5-3%. Сумма небольшая, но если посещать исключительно определенный магазин, то за месяц можно накопить до 300 рублей, иногда больше. Это с одной карты. А если их несколько?
У продавца есть возможность начислять баллы на личные карты. Если у покупателя нет карты лояльности, и он категорически не хочет ее приобретать, даже бесплатно, то почему бы и нет? Если на одну карту в каждую смену проводить по две покупки суммой от 500 рублей, то за месяц на ней соберется до 500 рублей в бонусах. Из личного опыта: имея на руках 5 карт, за месяц суммарно собирала 2000 рублей. Когда больше, когда меньше, многое зависело от размера покупок и количества отработанных смен.
Для продавца с региона с заработной платой в 17-20 т.р. в месяц прибавка в 2000 рублей весьма ощутимая. На эти бонусы можно купить продукты или иные товары. Предпочтительно, закупаться в других магазинах сети, чтобы не привлекать внимание службы безопасности (СБ).
Можно ли обналичить бонусы?
Можно, но только если вы продавец и на вашей кассе отсутствуют камеры. Суть метода в том, что вы списываете бонусы на покупке, оплаченной наличными. В кассе у вас образуется излишек, равный сумме этих бонусов, его вы и забираете себе. Лучше сразу, иначе при пересчете кассы этот излишек заберут. А в случае проверки СБ, еще и объяснительную писать придется, почему вы обсчитываете покупателей.
Чтобы не было проблем, проворачивать аферу лучше на «детских» покупках. Ребенок за сладости и газировку чаще расплачивается наличными, и даже без сдачи. Ему не нужен чек, он его не ждет. Как только юный покупатель отойдет, продавец проводит свою карту, и списывает бонусы. Данный метод дольно рискованный, поэтому лучше ограничиться покупками в других магазинах.
Наказание за хищение
Аферы с картами лояльности приравниваются к хищениям, за которые могут уволить, причем по статье. Казалось бы, всего-то 100 рублей бонусов. Хорошо, 1500-2000 рублей. А сколько это со всего коллектива магазина в месяц? А в масштабах города? Про всю федеральную сеть даже говорить не приходится.
Поэтому данный вопрос СБ прорабатывает постоянно. У них свои методы отлова. Например, могут подослать подставного покупателя с крупной покупкой и посмотреть, соблазнится кассир или нет.
Просмотреть количество покупок в день по одной карте лояльности, и на какие суммы. Бывает, что покупатели несколько раз за день заходят в магазин, но таких единицы. В основном по одной карте лояльности совершается всего одна-две покупки. Также обращают внимания и на списание бонусов.
Поэтому все, что больше трех покупок + списание по этим же картам, привлекает внимание. Ну а дальше дело техники. Знаю случай, когда новичка уволили за то, что он одну карту провел за день 50 раз. Яркий пример глупости и жадности. Но мы-то с вами не такие, поэтому переходим к следующему вопросу.
Как не попасться?
Как только новичок немного обтесывается на рабочем месте, в его голове появляются мысли о бонусах. О бесхозных бонусах с чужих крупных покупок, которые пропадают просто так. А если забрать их себе? Жалко же, пропадут. Он пробует, у него получается, и здесь включается внутренний калькулятор. Если с одной карты лояльности можно заработать до 500 рублей, сколько денег будет с двух, пяти, десяти карт? Сколько нужно карт, чтобы собрать бонусами 10 т.р.?
Но крупных покупок без карт не так уж и много. Значит, можно уделить внимание и более мелким суммам, взять количеством. И это первая огромная ошибка. Только представьте, 20 карт лояльности в кармане, которые нужно провести за день. При этом не запутаться, случайно не отдать покупателю, и не спалиться перед сотрудником СБ. Поверьте моему личному опыту, это не просто. А еще карты нужно активировать с разных телефонных номеров. У вас есть столько родственников и знакомых, готовых вам помочь?
Приобретать новые сим-карты для этой цели не рационально, уже все за вас просчитано. Не буду приводить цифры, статья не об этом, но если вам нечем заняться, то упражняйтесь. А еще уточните стоимость самых дешевых тарифов и их условия. К тому же, когда вы отказываетесь от сим-карты, она продолжает числиться на вас от 6 месяцев до 2 лет, только потом ее снова перепродают.
Иногда жадность доводит до такого, что кассиры начинают использовать забытые карты покупателей. Что владельцам мешает активировать еще одну или восстановить потерянную в электронном приложении? Накопления легко перекидываются на новую карту лояльности. Естественно, возникают вопросы, куда ушли бонусы. Через горячую линию это легко узнать, а также, в каком магазине были потрачены и на что. Вдруг жалобой заинтересуется СБ?
Бывает, что карта остается безхозной. Но стоит ли она такого риска? У нас была уборщица, которая присваивала забытые карты себе. Совершала небольшую покупку, смотрела, сколько там бонусов, а потом списывала их. Зато сколько я слышала жалоб от покупателей, как они активировали новую карту, а бонусы пропадали. Я им сочувствовала, но указать на истинную причину, маячившую со шваброй неподалеку, не могла.
Чтобы дополнительный доход был в радость, и вам ничего за него не было, не стоит жадничать. Достаточно иметь 2-4 карты и проводить их 1-2 раза в день. У меня было 5 штук, и этого уже было много. Небольшое количество карт лояльности легче спрятать в кармане, они не будут выпирать. Их легче скинуть за какой-нибудь товар в слепой зоне, если вдруг придет проверка СБ. По внутренним правилам они имеют право не только проверить личные вещи в шкафчике, но и вывернуть ваши карманы.
Часто безопасники догадываются, о подобных аферах в магазинах, но могут игнорировать данный вопрос. Если сотрудники начнут наглеть, побеседуют, заставят написать объяснительную. Уволить человека легко, а вот найти ему замену не так просто, особенно, если сотрудник адекватный, не конфликтный, да еще и пашет как лошадь, в т.ч. в свои выходные. Пожурят, но не уволят. И другое дело, когда уволить хотят, например, неугодного, или нужно продемонстрировать работу в отчетности. В этом случае поймать на аферах с картами легче легкого.
Кстати, всю статью мы говорим о случаях, когда покупатели не предоставляют карты лояльности. Ни в коему случае нельзя проводить вместо чужой карты свою. Покупатели тоже не дураки, а номер карты всегда отображается в чеке. Пойдут жалобы на горячую линию, и продавца уволят. Стоят этого лишние 10-50 рублей с чека?
Следующий важный момент – камеры на кассах. Если их нет, то легко проводить свои карты. Если они есть, то легко попасться. Можно сделать ксерокопию на листе бумаги, вырезать сам код и спрятать так, чтобы он не бросался в глаза, но до него можно было дотянуться ручным сканером. На кассах всегда лежат бумажки с кодами (пакет, хлеб и т.п.), поэтому в случае проверки СБ ксерокопия не будет выделяться из общей массы.
Насколько открыто можно проводить свои карты зависит от руководства магазина. В некоторых это строжайше запрещено и от вас потребуется сноровка и ловкость, чтобы не попасться на глаза директору или администратору. В других магазинах открыто не запрещают, но и не разрешают. Попадешься – твои проблемы. Бывают ситуации, когда администраторы сами дают кассирам свои карты, чтобы те проводили и их. Этакий коллективный сговор.
Резюме
Обобщая выше сказанное, на картах лояльности можно иметь неплохой дополнительный доход. По сути это экономия на собственных покупках, т.к. обналичивать деньги достаточно рискованно, да и размер сумм незначительный. В рамках законов Российской Федерации это не является воровством. Но по внутренним правилам организаций приравнивается к хищению, также как и взятая домой списанная просрочка. И за это могут реально уволить.
И еще совет: не стоит копить большие суммы. Собралось 100-200 рублей, потратьте. Подозрительную карту могут заблокировать, или просто потеряться. У меня был случай, когда не активированная карта сама активировалась, а бонусы списались. Было обидно.
Далеко не все продавцы «мутят» с картами лояльности. Кто-то боится быть пойманным, а кому-то откровенно лень. В любом случае, необходимо чувствовать меру, не гнаться за максимальной выгодой и соблюдать осторожность.
Статья была полезной? Поставите лайк!
Вам не сложно, автору приятно ;)
И подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!